Конспект урока геометрии и презентация. 8 класс. "Сложение векторов"

Цели урока:

Проверка знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке о векторах, познакомить учащихся с правилами сложения векторов, отработка полученных знаний при решении задач;
Развитие самостоятельности, самоконтроля, умения сравнивать и делать выводы;
Воспитание положительной мотивации при изучении нового материала и применения полученных знаний.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, компьютеры для каждого учащегося, презентация по теме урока, карты разметки, листы с кроссвордом и вопросами.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим  изучение математического объекта,  о котором шла речь на прошлом уроке, а для этого в начале вам предстоит поработать с ребусом. (Слайд № 2)

II.Актуализация опорных знаний.

Таким образом мы продолжаем разговор о векторах. А потому повторим то, что вам известно о векторах, вам необходимо выполнить тест. (Слайд № 3) (переход к тесту через гиперссылку, каждый учащийся работает самостоятельно за компьютером, если такой возможности нет, то им раздаются листы с тестом, где необходимо выполнить предложенные задания. Проверку выполнения теста можно организовать через взаимопроверку или самопроверку).

Тест

1. Закончите фразу: Отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой – концом, называется ……………..…………

2. Ненулевой вектор характеризуется…………………………

а) направлением;

б) длиной;

в) длиной и направлением.

3. Дан прямоугольник СДЕК. Найдите: 

    а) вектор, одинаково направленный с вектором …

    б) вектор, противоположно направленный вектору …

4. Заполните пропуски: Длиной или модулем  ненулевого вектора  называется ……………………………..

5. Два вектора равны, если…

а) они их длины равны;

б) они лежат на параллельных прямых;

в) они сонаправлены и их длины равны.

6. Дан ромб MNKP, диагонали которого пересекаются в точке О. Среди указанных утверждений выбрать верные, обозначьте их знаком «+»

                                        а)  равен …

                                        б) равен …

                                        в) равен …

                                        г)  равен …

 

7. Если векторы   и   совпадают с боковыми сторонами трапеции, то они коллинеарные?

 

III.Объяснение нового материала. (Слайды 4-7)

          Показать учащимся, используя презентацию, как выполняется сложение векторов по правилу треугольника: пусть даны два вектора  и . Отметим произвольную точку A и отложим от этой точки вектор , равный вектору . Затем от точки B отложим вектор , равный вектору . Вектор  называется суммой векторов   и . Это правило называется «правило треугольника».

и по правилу параллелограмма: рассмотрим те же два вектора  и . От произвольной точки А отложим вектор , равный вектору  и затем вектор , равный вектору . Построим параллелограмм АВСД, тогда вектор  равен сумме векторов  и . Этот прием построения суммы векторов называется «правилом параллелограмма».

Учащиеся выполняют аналогичные построения в тетради, сравнивая полученные результаты, необходимо сделать вывод о том, что результаты получаются одинаковые, не зависимо от того каким правилом воспользуешься.

Сравните полученные результаты и попытайтесь сделать вывод.

 

IV.   Работа по готовым чертежам. (Слайды 8-9)

       А сейчас, используя готовые чертежи, попробуем применить правила сложения векторов. Демонстрируется слайд, учащиеся определяют правильный чертеж, проверка на слайдах, после ответа учащихся.


V.   Закрепление материала. (Слайд 10 и 11)

         Вам нужно решить следующую задачу: Голубевод решил послать послание голубем друзьям в Тулу, которая находится к югу от Москвы. На карте указаны направление ветра и направление полета голубя. Куда на самом деле прилетит голубь? 

 

Учащимся раздают карты разметки, на которых отмечены точки, необходимо найти сумму векторов, указанных в задании. Вам нужно на картах разметки указать векторы, которые являются суммой указанных векторов. После выполнения задания, проводится самопроверка, после которой выясняется, как учащиеся справились с работой.

 
VI.   Домашнее задание: (Слайд 11)

       Дома прочитать п.79,80,81, выполнить №754, 759 и заполнить кроссворд.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

 

По горизонтали:

1. Одна из характеристик вектора.

2. Нулевой вектор - это любая….плоскости.

3. Векторы, лежащие на параллельных прямых и имеющие одинаковое направление.

4. Длина отрезка, изображающая вектор, называется….вектора.

5. Символ, который используется для обозначения вектора.

6. Могут ли быть равны векторы, лежащие на перпендикулярных прямых.

 

По вертикали:

1. Вектор, являющийся суммой двух векторов по правилу параллелограмма, является для него…

2. Одно из правил нахождения суммы двух векторов называется правило…

3. Направленный отрезок.

4. Сонаправленные и противоположно направленные вектора называются…

 

VII.   Подведение итогов урока.

Выставление оценок за тест и работу на уроке.

Какие правила можно использовать для нахождения суммы векторов? Какова последовательность выполнения при использовании этих правил? Какое правило вам выполнять проще? Есть ли разница в том, каким правилом вы воспользуетесь при нахождении суммы векторов?


Просмотров: 332 | Загрузок: 84
Автор: Якушева О.М.
Теги: векторы
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar