Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года"

Цели: познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением бородинского сражения для России;

            - сформировать у учащихся чувство гордость за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;

            - развивать умение рассуждать, делать выводы, систематизировать и обобщать знания;

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, проектор, тесты для проверки домашнего задания.

Даты: 12 июня – Наполеон перешёл реку Неман

            26 августа – Бородинской сражение

            1 сентября – совет в Филях

            2 сентября – русские покидают Москву

            12 октября – сражение под Малоярославцем

 

Персоналии: Барклай де Толли, М.И. Кутузов, Раевский, Д.В. Давыдов, А.С. Фигнер, П.И. Багратион, Василиса Кожина.

                                  

                                             Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: « Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»

1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?

            А) народ утратил доверие к императору

            Б) некому было больше доверить такую важную миссию

            В) хотел снять с себя всю ответственность

2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?

            А)  « Записки об устройстве государства»

            Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»

            В)  « Положение о крепостных крестьянах»

3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?

            А)  Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»

            Б) « Введение к уложению государственных законов»

            В) « Законопроект о положении крепостных крестьян»

4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:

            А) три сословия

            Б) четыре сословия

            В) шесть сословий

5. Право избирать получили:

            А) лица, достигшие 21 года

            Б) лица, имеющие  капитал в банке

            В) лица, имеющие движимое и недвижимое имущество
6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:

            А) законодательным органом

            Б) совещательным органом

            В) судебным органом

7. Выборы в государственную думу были:

            А) двухступенчатыми

            Б) трёхступенчатыми

            В) четырёхступенчатыми

8. Думой должен был руководить:

            А) назначенный министр

            Б) избранный премьер

            В) назначенный королём канцлер

9. Согласно проекту об « Уложении Правительствующего сената» он должен был делиться на:

            А) Правительствующий и Судебный

            Б) Правительствующий и Главенствующий

            В) Правительствующий и Исполнительный

10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую деятельность Сперанского?

            А) М.М. Сперанский хотел лишить императора трона

            Б) реформы вызвали бурю негодования среди дворян

            В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила бы его власти.

11. Какова судьба М.М. Сперанского?

            А)  был переведён в другую должность

            Б)  был сослан

            В) посажен в тюрьму

 

3. Сообщение темы и целей урока. ( сл. 2)

                                               « Гроза двенадцатого года настала –

                                               Кто тут нам помог?

                                               Остервенение народа, Барклай, зима

                                               Иль русский бог?»

- О каком событии идёт речь? ( клик)

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели вы для себя поставите сегодня на уроке?

            План урока: ( сл. 3)

1. Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

4. Бородино.

5. Тарутинский манёвр.

6. Партизанское движение.

7. Гибель « Великой армии»

 

4. Изучение нового материала.

         1. Начало войны. Планы и силы сторон. 

 - Как вы знаете, война никогда не начинается на пустом месте. Всегда существую какие-то причины.

- ( сл. 4) Давайте вспомним, какими были отношения Франции и России в данный период времени?

            ( 1) разрыв Тильзитского мира;

            2) разрыв русско-французского союза

            3) отказ Александра выдать свою сестру замуж за Наполеона

            4) захватнические амбиции Наполеона)         

- ( сл. 5) Для того, чтобы вести военные действия, армия должна быть хорошо подготовлена. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс. человек и 1372 орудия. «Великая армия», как ее называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в ней было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия двунадесяти языков». Укомплектована эта армия была по принудительному принципу – денег и славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач. Во Франции была введена всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволило быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

-  Каким же положение нашей русской армии?

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы.

- Как происходило укомплектование русской армии?

- Рекрутские наборы – из определённого числа мужчин население страны лишь 1 мужчина служил в армии – большинство русских людей не были обучены военному делу.

- Каков характер войны для обеих сторон?

            1) Для Франции – захватнический и грабительский

            2) для России – освободительная, защитническая

 

- В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

            Из документа:

« Первым переправилось несколько сапёров в челноке. Они пристали и высадились на русский берег беспрепятственно, к их удивлению Там- мир, война – на другой стороне. Всё спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей.  Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулём. Он один: кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним – вся вооружённая Европа.  Он спрашивает иностранцев : « Кто вы?» « Французы!» - был быстрый ответ. « что вам нужно и зачем вы пришли в Россию?» « воевать с вами! Взять Вильно! Освободить Польшу!» Казак ускакал, исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгорячённых солдата»

( сл. 7)

- Главную силу русских войск составляла:

            1)  1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман.

            2) Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона.

            3) Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

 

- Какие же планы преследовал Наполеон?

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального (решающего) сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распыленности собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части русской армии.

( сл.8)  Наполеон говорил: « Если я возьму киев – возьму Россию за ноги;, если я возьму Петербург – возьму Россию за голову, если я возьму Москву – то поражу её в самое сердце»

 

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр — человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии.

-( сл. 9)  Наполеон тем временем начал осуществление своего замысла. Он состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Предполагалось и отторжение от России части ее территории. Кроме того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.

- Чего больше всего не желал Наполеон? ( объединение русских армий)

- Какую тактику должны были предпринять российские полководцы, зная о троекратном превосходстве армии Наполеона? ( объединиться)

                        Документ 2

« Наполеоном овладело беспокойство и удивление: он понял, что русское безмолвие зловеще их присутствия и сопротивления…27- го Наполеон направился к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой временно руководил Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочёл сжечь магазины, разрушить мост, перетянутый через Вилию и направился форсированным маршем к северу»

 

- Вся переписка генералов в первый период кампании была наполнена заботами о продовольствии и жалобами на его недостаток

- известный командующий Г. Росс писал:

« Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино ии водка сделались большой редкостью. Купить ничего было нельзя. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывало воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки»

- другой командир Дедем:

« Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось уничтожить его. Являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем»

 

                               2. Смоленское сражение. 

- ( сл.10) С отъездом Александра в Петербург общее руководство войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли, который избрал единственно верный образ действий — любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий.

- Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля 1-я и 2-я русские армии встретились в Смоленске. Тем самым первоначальный замысел Наполеона был сорван.
В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. ( клик) После того как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь так и не удалось. Русская армия не только была сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.

- Как относились к отступлению в армии?

- ( сл.11) Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником считали Барклая де Толли. Причём его обвиняли его же соратники: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Обвиняли даже в измене.

- Барклай де Толли писал:

« Ещё ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из соединённых армий имела своего особого главнокомандующего, которые наделены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армию. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом»

- Как быть в данной ситуации? Выход один – сменить главнокомандующего. Тем более, в армии стали чаще слышны призывы назначить более популярного в армии главнокомандующего.

            3. Назначение Кутузова главнокомандующим. 

- ( сл.12) Кого? Недавнего победителя Турции генерала М.И. Кутузова.

- Он никогда не был любимцем императора, который не мог ему простить самостоятельности и огромной популярности в народе. Тем не менее он вынужден был подписать указ о назначении его главнокомандующим. Подписав этот указ, Александр произнёс : « Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки»

 

            Мы долго молча отступали,
            Досадно было, боя ждали,
            Ворчали старики:
            "Что ж мы? на зимние квартиры?
            Не смеют, что ли, командиры
            Чужие изорвать мундиры
            О русские штыки?"

- Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая были верными и отступил ещё ближе к Москве, остановились лишь неподалёку от Москвы в селе Бородино. Здесь Кутузов решает дать генеральное сражение Наполеону.

                            4. Бородино. 

( сл.13)        И вот нашли большое поле:
                      Есть разгуляться где на воле!
                        Построили редут.
                        У наших ушки на макушке!
                        Чуть утро осветило пушки
                        И леса синие верхушки -
                        Французы тут как тут.


( сл.14)        - Силы сторон были примерно равны.

Россия

Франция

Людей – 132 тыс.

Людей – 135 тыс.

Орудий - 640

587

 

-  Главные цели сторон были различны ( сл. 15)

               

Россия

Франция

- прорвать наступательный прорыв противника

- обескровить его

- сделать дальнейшее наступление невозможным

 

- разгромить русскую армию

- захватить Москву и поставить на колени Александра I


- Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г. в половине шестого утра.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

 

- Французы  стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.

- Самые ожесточенные бои развернулись вначале на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня.

-  Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Здесь русские герои штыковыми ударами отбрасывали противника несколько раз, и лишь к концу дня французам удалось захватить центральную батарею. Правда, вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Однако и Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

- Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне.

            Вот смерклось. Были все готовы
            Заутра бой затеять новый
            И до конца стоять...
            Вот затрещали барабаны -
            И отступили бусурманы.
            Тогда считать мы стали раны,
            Товарищей считать.

 - Количество потерь было велико как никогда. У французов и их союзников пало около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов.

- Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
совет в Филях

- Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал-фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Это оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию.

( сл. 18) –  « Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…»

                            5. Тарутинский маневр.

( сл. 19) 2 сентября русская армия покинула Москву. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своей армии. В соборах Кремля были устроены конюшни.

( сл. 20)  Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля. В Москве начался пожар, опустошивший весь город.

- ( сл. 21)Пока Наполеон ждал письма от Александра I с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный маневр.

- Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I заключить мирный договор. Но все его письма остались без ответа.

- Почему же наполеон так настойчиво предлагал мир? Почему Александр I отказался?

- Наполеон, находясь в Москве, считал, что, выиграв Бородинское сражение, он выиграл всю войну. Москву он уже захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в течение месяца. Приближалась холодная осень, а затем и морозная зима, к которой французы готовы не были. Император видел, что армия морально разлагается, грабежи, мародёрство и пьянство не прекращаются. Связи с Европой всяческие прерывали действующие партизаны.

 - Отступая, Александр произнёс слова: « Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России»

( сл. 22)

 Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутина. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из вида. Это совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию. 

 

                            6. Партизанское движение. 

С первых же дней война носила всенародный, отечественный характер. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило 13 тыс. человек. По всей России шел сбор материальных ценностей для армии. Сумма пожертвований превысила доходную часть ежегодного бюджета страны.
- Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они не только оказывали помощь русской армии продовольствием, но и сами боролись с противником. Крестьяне решительно отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Еще до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан-крестьян.

( сл. 23)

- По инициативе адъютанта П. И. Багратиона Дениса Васильевича Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создаваться армейские партизанские отряды.

-( сл. 24) Первый из них в составе 50 гусар и 80 казаков возглавил сам Давыдов, другой штабе капитан Александр Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве (он даже намеревался убить Наполеона).

- Большую известность приобрел крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой. Этот отряд включал 5,5 тыс. человек и не раз успешно громил довольно крупные силы регулярной армии Наполеона.

-  Всероссийскую известность своими отважными действиями против войск противника приобрела крестьянка-партизанка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина.

- Сражавшийся рука об руку с Д. В. Давыдовым Александр Чеченский был награжден за личное мужество и героизм золотым оружием. Лишь за первый месяц после Бородинского сражения неприятель потерял от действий партизан 30 тыс. человек. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.

 

                            7. Гибель «Великой армии».
- Пребывая в Москве в течение месяца, уже понимая свою обреченность, Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.

            Нет, не пошла Москва моя

            К нему с повинной головою.

            Не праздник, не приёмный дар,

            Она готовила пожар

            Нетерпеливому герою.

 

Тогда Наполеон в преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. Перед выходом из города он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и другие национальные святыни. Лишь благодаря самоотверженности русских патриотов удалось сорвать эти планы.

       Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве

                                   ( стр. 31 – 32)

- 6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем (этот город 8 раз переходил из рук в руки), вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу.

- ( сл.25)

- Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стала еще одним бедствием для французов.

-  «Великая армия» постепенно превращалась в неуправляемую огромную голодную и замерзшую толпу. При переправе через реку Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив войска, бежал в Париж.

- Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет!»

 

В конце декабря 1812 г. генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Из воспоминаний адмирала П. В. Чичагова о переправе французов через Березину
Мнение историка Е. В. Тарле

 

                            Расширяем словарный запас:

Адъютант — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
Бюджет — роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека.
Инфантерия — пехота.
Ополчение — войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.
Флеши — земляные укрепления.
Фураж — корм для лошадей.

 

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 31

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 4, даты, записи, рабочая тетрадь

 

Тестирование по теме: « Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»

1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?

            А) народ утратил доверие к императору

            Б) некому было больше доверить такую важную миссию

            В) хотел снять с себя всю ответственность

2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?

            А)  « Записки об устройстве государства»

            Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»

            В)  « Положение о крепостных крестьянах»

3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?

            А)  Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»

            Б) « Введение к уложению государственных законов»

            В) « Законопроект о положении крепостных крестьян»

4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:

            А) три сословия

            Б) четыре сословия

            В) шесть сословий

5. Право избирать получили:

            А) лица, достигшие 21 года

            Б) лица, имеющие  капитал в банке

            В) лица, имеющие движимое и недвижимое имущество
6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:

            А) законодательным органом

            Б) совещательным органом

            В) судебным органом

7. Выборы в государственную думу были:

            А) двухступенчатыми

            Б) трёхступенчатыми

            В) четырёхступенчатыми

8. Думой должен был руководить:

            А) назначенный министр

            Б) избранный премьер

            В) назначенный королём канцлер

9. Согласно проекту об « Уложении Правительствующего сената» он должен был делиться на:

            А) Правительствующий и Судебный

            Б) Правительствующий и Главенствующий

            В) Правительствующий и Исполнительный

10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую деятельность Сперанского?

            А) М.М. Сперанский хотел лишить императора трона

            Б) реформы вызвали бурю негодования среди дворян

            В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила бы его власти.

11. Какова судьба М.М. Сперанского?

            А)  был переведён в другую должность

            Б)  был сослан

            В) посажен в тюрьму


Просмотров: 230 | Загрузок: 63
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: война 1812
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar