Сценарий и презентация внеклассного мероприятие на тему: "Святые в земле Российской просиявшие"

Цели мероприятия:

Показать особенности исторического развития России как многонационального государства
Познакомить учащихся с некоторыми святыми, которых чтят особо в Липецкой земле
Выяснить, какой вклад внесли церковные деятели в развитие культуры и национального самосознания
Развивать у учащихся навыки самостоятельной поисковой работы, отбора текстового материала для сообщений
Воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре Отечества

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ

Используемая литература:

Бегиян С. Р. Православные святыни России. Минск. 2006. 255 с.
Никольский Н.М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат. 1985. 448 с.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. — 511 с.
Православие. Полная энциклопедия. СПб.: издательская группа «Весь». 2007. 437 с.
Ресурсы Интернет: http://www.le-eparchy.ru/node/467 (собор липецких святых),

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Звуковой фрагмент (звон колоколов Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры– файл в формате mp3 ) СЛАЙД 2

2. Вводная часть

Ведущий 1: Эпиграфом к нашей встрече послужат строки Сергея Александровича Есенина: (СЛАЙД 3)

О верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

 

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

 

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Благословенное страданье,

Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод.

Вступительное слово учителя. Постановка проблемных вопросов

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вопросах. О том, что волновало сердца и умы мыслителей прошлого и не потеряло своего значения в наши дни. Пожалуй, основным вопросом для каждого человека всегда был и остается смысл жизни. Но, как сказал некогда древнеримский драматург Теренций, «сколько людей, столько и мнений», а значит, отвечают на этот вопрос все по-разному.

Вопрос классу: от чего зависит ответ на вопрос: «в чем смысл жизни?» (Ожидаемый ответ: от образования и воспитания человека, от его мировоззрения и житейского опыта)

Как жители многонационального и многоконфессионального государства (т. е. страны, где проживают множество народов, исповедующих разные религии) мы с вами окружены множеством вер, взглядов, идей. СЛАЙД 4

Важное место в истории нашей страны занимало и занимает поныне православная вера. Недаром еще в давние времена о нашей стране говорили: «Русь Святая», «Русь Православная». История Русской Православной Церкви не была спокойной: это и сложные отношения с государством, церковный раскол, годы гонений на церковь. Во времена тяжелых испытаний особую значимость приобретали поступки людей, не боявшихся поступать милосердно, помогая ближнему. Эти люди показали пример духовного подвига всем: и верующим и неверующим. О них сегодня пойдет речь. СЛАЙД .5

Ведущий 2: А знаете ли вы имена православных священников, которые помогали нашей стране в трудные годы? (учащиеся могут назвать имена Гермогена, патриарха Филарета, патриарха Тихона) СЛАЙДЫ 6-8

Верно, эти деятели показали нам пример подвига на благо Отечества. Но сегодня мы поговорим о некоторых святых, которых особо чтят на Липецкой земле.

3. Выступление ведущих по заранее подготовленным сообщениям и обсуждение отдельных вопросов с остальными учащимися.

СЛАЙД 7

Ведущий 2: ( Святитель Алексии (митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился уйти в монастырь. Прошли годы.. .Нашу страну раздирали смуты, но святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, строил монастыри , налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Он опекал малолетнего Дмитрия, сына великого князя Ивана II (будущего Донского), помогая найти свой путь в жизни. Святитель Алексий достиг глубокой старости - 78 лет, пробыв митрополитом 24 года.

Учитель: за что же мы чтим память Алексия? (Ожидаемый ответ: за его заботу о ближних, смелость и добрые деяния)

СЛАЙД 8

Ведущий 3: В 1769 г. Тешевский мужской монастырь (ныне - Задонский) избрал для пребывания епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (Соколовский) - человек, которого многие уже при жизни считали святым. Родился Тихон в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище, после его окончания учился в новгородской семинарии. Ее он окончил и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию. В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. За свою жизнь он сделал много и для церкви и для простых людей. По инициативе святителя открывались духовные училища для подготовки новых священнослужителей: славяно-латинские училища в Острогожске и Ельце и (в 1765 году) семинария в Воронеже. Для преподавания в семинарии епископ Тихон выписал наставников из Киева и Харькова, сам составил программу и написал инструкцию по воспитанию благонравия учащихся. Святитель Тихон прославился как выдающийся проповедник своего времени. На его проповеди народ стекался отовсюду.

Ведущий 4: Отрывок из проповеди «О совести»: Бог, создавая человека, насадил в душе его совесть, чтобы ею, как правилом, человек руководствовался и наставлялся, что творить и от чего уклоняться. Совесть есть не что иное, как естественный или природный закон, поэтому она схожа и с написанным законом Божиим...Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, — запрещает и совесть. Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть... Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству.

СЛАЙД 9

Ведущий 5: Иван Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 г. в семье сельского священника в городе Данкове. Закончил Рязанскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию в 1895 г. Иван Александрович был направлен на миссионерское служение в Северную Америку. В Америке отец Иоанн являлся настоятелем церкви в честь святого Владимира. По приезду в Россию о. Иоанн, с 1907 по 1916 г. служил в Преображенском соборе г. Нарвы и преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях. 30 октября 1917 г. во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о.Иоанн участвовал в крестном ходе с и молениями о прекращении междоусобной брани. Во время крестного хода он произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний. Проповедь была лишена какого-либо политического оттенка. 31 октября 1917 г. в Царское Село вступили отряды большевиков. Священники были арестованы. Отец Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу, а затем с гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа солдат повела его к Царскосельскому аэродрому и там расстреляла его самого вместе с сыном - гимназистом, беспомощно бежавшим за отцом

Учитель: За что мы чтим память Ивана Александровича Кочурова? (Ожидаемый ответ: за его стойкость и решимость, за веру в доброту людей, несмотря на тяжелые времена)

 

4. Беседа с учащимися по вопросам морали, нравственности и гуманного отношения к человеку в современном обществе.

Учитель: из сообщений ребят вы узнали о людях, совершивших духовный подвиг. А сделать это очень непросто. Святитель Тихон Задонский говорил, что и совесть и Закон Божий запрещают лгать, вредить людям, отнимать у них жизнь. Вспомните, что означают слова «гуманизм» и «гуманное отношение к человеку» (Ожидаемый ответ: слово «гуманизм» произошло от лат. «studia humanitatis» - гуманитарные дисциплины: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. В эпоху Возрождения этим занятиям уделялось особое внимание и их преподавателей называли гуманистами. Сегодня же смысл этого слова более широкий: человечное отношение к ближнему, взаимопонимание, доброта)

Учитель: приведите примеры гуманного и жестокого отношения к человеку, к природе, к животным. (Учащиеся могут из личного опыта, из прочитанных книг или рассказов друзей и родителей привести различные примеры: помощь человеку в трудных ситуациях и пренебрежительное отношение к людям, помощь бездомным животным в приютах и жестокое обращение с ними и т.д.)

5. Подведение итогов

Учитель: Итак, примеров, как гуманного отношения, так и жестокого немало. И хочется верить, что, как бы ни сложилась жизнь, в какой бы ситуации вы не оказались, вы будете помнить имена людей, которые не жалели сил своих и жизни на благо Отечества и народа.

В конце занятия учащимся можно раздать карточки с именами святых, чтимых в Липецкой земле с целью написания ими сообщений. Заслушать и обсудить их можно на уроках истории или обществознания.


Просмотров: 218 | Загрузок: 66
Автор: Огневой Ю.А.
Теги: религиоведение
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar