Конспект и презентация урока истории по теме: "Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г."

Цели:  - на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой — растущие возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин; развивать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы;

Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания;

 

                                   Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: « внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»

1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона?

            А) сохранить существующие порядки;

            Б) возможность проведения в стране крупных реформ

            В)  срочно отречься от престола

2. Свободомыслящее дворянство мечтало о:

            А) отмене крепостного права

            Б) конституции

            В) о завершении победоносной войны;

3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы?

            А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ

            Б) либерально настроенных дворян

            В) ничего не учитывал

4. Как проходила подготовка нового законопроекта?

            А) в строжайшей секретности

            Б) обсуждалось в Государственной Думе

            В) был проведён референдум

5. В каком году была принята конституция в Польше?

            А) 1813 г.

            Б) 1814 г.

            В) 1815 г.

6. Какого положения не содержала в себе конституция Польши?

            А) неприкосновенность жилища

            Б) использование польского языка как государственного

            В) глава польского государства – русский император

7. Как называлась законодательная власть в Польше?

            А) Избранная Рада

            Б) Сейм

            В) парламент

8. Как часто польский парламент должен был собираться?

            А) 1 раз в месяц

            Б) 2 раза в год

            В) 3 раза в 5 лет

9. Кто занимался разработкой конституцией?

            А) Н.Н. Новосильцев

            Б) С.Ю. Витте

            В) М.М. Сперанский

10.В каком году был готов данный законопроект?

            А)  в 1818 г.

            Б) в 1820 г.

            В) в 1826 г.

11. Как назывался законопроект новой конституции?

            А) « Уставная грамота Российской империи»

            Б) « Жалованная грамота русскому дворянству»

            В) Конституция

12. Какой вопрос не был рассмотрен в конституции?

            А) Провозглашение суверенитета императорской власти

            Б) создание двухпалатного парламента

            В) отмена крепостного права

13. С какими проблемами столкнулся Александр I при принятии конституции?

            А) массовые восстания

            Б) активное сопротивление дворян

            В) бездействие основной массы дворянства

14. Какими были взаимоотношения Александра I к церкви?

            А) усилилась его религиозность

            Б) отошёл от религии

            В) враждовал

 

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

1.Экономический кризис 1812-1815 гг.

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

4. Развитие промышленности и торговли.

 

4. Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя:

         1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг.

( сл. 3) - Как , по – вашему, отразились на экономике Российской империи заграничные походы и Отечественная война?

 - Они стали серьезным испытанием для экономики России:

( сл. 4)  1)  Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей.

            2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

- Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии.

            3)  Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.

            4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств.

 - Как вы думаете, что нужно было предпринять Александру, чтобы вывести страну из кризиса?

( сл. 5)

- Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права.

                                   2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

( сл. 6) Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны.

            1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.

            2) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

            3) В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

( сл. 7) - Работа с документом: стр. 50 – Профессор К.И. Арсеньев.

 

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

- Как  вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике?

( сл. 8)

 - Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.

- Как Александр мог отреагировать на такое предложение?( Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы.)

- А кому он мог поручить такое деликатное дело? ( Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву)

 (сл. 9)

- Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд.

( сл. 10) Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область).

( сл. 11)  - высказывание Зубова А.Б.

( сл. 12)  Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам.

( сл. 13) Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.
 

- Давайте о нём узнаем поподробнее ( стр. 47 – 48)
- Работа с документом – стр. 50 – Из воспоминаний об Аракчееве…

 - Как вы думаете, были ли у Александра какие-либо указания относительно законопроекта?
 ( сл. 14)  Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.

- Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 ( 1 абзац)

- Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

- Чьи интересы защищал проект Аракчеева? ( помещиков, продажа крестьян была делом добровольным, необязательным)

- Крестьяне наделялись бы землёй?

- Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

- Был ли принят этот законопроект? Почему? ( министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян – нет)

- Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений.

( сл. 15)       1)  В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии.

            2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью.

            3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет.

            4)  Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

- Давайте узнаем, что о поселениях думали современники – стр.50-51

( сл. 16) Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.

 

                            2) самостоятельная работа:

                        4. Развитие промышленности и торговли.

- Прочитайте материал на стр. 48 – 49 и докажите примерами, что в Российской империи развивалась промышленность и торговля

- После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, то в 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до 210 тыс., а наемных работников среди них — с 45,6 тыс. (они составляли 48% от общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54%).

- Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства, связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться легкая промышленность. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20-х гг. Россия перестала ввозить ситцы из-за границы.

Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период началось применение паровых машин на предприятиях.

Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803—1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. — Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство мощеных дорог (в 1825 г. их насчитывалось уже 390 км).

Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.

- Как вы думаете, что вывозили за границу из России?  ( основном зерно, пеньку, сало, древесину)

- А что ввозили?  (  предметы потребления и промышленные полуфабрикаты) .

Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой — возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап.
- Работа с документом – стр.51

                        3) Расширяем словарный запас:
Легкая промышленность — производство изделий, предназначенных для потребления, отличается от тяжелой промышленности — производства средств производства (металла, машин, топлива и т. д.).
Пенька — волокно из конопли для производства канатов.
Полигон — место испытаний чего-либо.

Полуфабрикат — продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько ступеней обработки, прежде чем стать готовым изделием.
Ситец — покрашенная хлопчатобумажная ткань.

Сукно — шерстяная ткань.
Тариф — норма взимания налога или платы за пользование чем-то.
Устав — свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа.
Экономический кризис — тяжелая ситуация в развитии экономики, время ее упадка.

 

5. Подведение итога урока:

                        Вопросы на стр. 49-50

 

6. Домашнее задание:

            Параграф 7. записи, задания в рабочей тетради


Просмотров: 1064 | Загрузок: 132
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: война 1812
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar