Цели: - на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой — растущие возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин; развивать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы; Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания;
Ход урока. 1. Орг. начало урока. 2. Проверка домашнего задания: Тестирование по теме: « внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.» 1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона? А) сохранить существующие порядки; Б) возможность проведения в стране крупных реформ В) срочно отречься от престола 2. Свободомыслящее дворянство мечтало о: А) отмене крепостного права Б) конституции В) о завершении победоносной войны; 3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы? А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ Б) либерально настроенных дворян В) ничего не учитывал 4. Как проходила подготовка нового законопроекта? А) в строжайшей секретности Б) обсуждалось в Государственной Думе В) был проведён референдум 5. В каком году была принята конституция в Польше? А) 1813 г. Б) 1814 г. В) 1815 г. 6. Какого положения не содержала в себе конституция Польши? А) неприкосновенность жилища Б) использование польского языка как государственного В) глава польского государства – русский император 7. Как называлась законодательная власть в Польше? А) Избранная Рада Б) Сейм В) парламент 8. Как часто польский парламент должен был собираться? А) 1 раз в месяц Б) 2 раза в год В) 3 раза в 5 лет 9. Кто занимался разработкой конституцией? А) Н.Н. Новосильцев Б) С.Ю. Витте В) М.М. Сперанский 10.В каком году был готов данный законопроект? А) в 1818 г. Б) в 1820 г. В) в 1826 г. 11. Как назывался законопроект новой конституции? А) « Уставная грамота Российской империи» Б) « Жалованная грамота русскому дворянству» В) Конституция 12. Какой вопрос не был рассмотрен в конституции? А) Провозглашение суверенитета императорской власти Б) создание двухпалатного парламента В) отмена крепостного права 13. С какими проблемами столкнулся Александр I при принятии конституции? А) массовые восстания Б) активное сопротивление дворян В) бездействие основной массы дворянства 14. Какими были взаимоотношения Александра I к церкви? А) усилилась его религиозность Б) отошёл от религии В) враждовал
3. Сообщение темы и целей урока. ( сл. 2) План урока: 1.Экономический кризис 1812-1815 гг. 2. Отмена крепостного права в Прибалтике. 3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. 4. Развитие промышленности и торговли.
4. Изучение нового материала. 1) рассказ учителя: 1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. ( сл. 3) - Как , по – вашему, отразились на экономике Российской империи заграничные походы и Отечественная война? - Они стали серьезным испытанием для экономики России: ( сл. 4) 1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей. 2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. - Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии. 3) Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей. 4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств. - Как вы думаете, что нужно было предпринять Александру, чтобы вывести страну из кризиса? ( сл. 5) - Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права. 2. Отмена крепостного права в Прибалтике. ( сл. 6) Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны. 1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. 2) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. 3) В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии. ( сл. 7) - Работа с документом: стр. 50 – Профессор К.И. Арсеньев.
3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения. - Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике? ( сл. 8) - Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. - Как Александр мог отреагировать на такое предложение?( Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы.) - А кому он мог поручить такое деликатное дело? ( Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву) (сл. 9) - Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. ( сл. 10) Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область). ( сл. 11) - высказывание Зубова А.Б. ( сл. 12) Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. ( сл. 13) Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым. - Давайте о нём узнаем поподробнее ( стр. 47 – 48) - Как вы думаете, были ли у Александра какие-либо указания относительно законопроекта? - Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 ( 1 абзац) - Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков. - Чьи интересы защищал проект Аракчеева? ( помещиков, продажа крестьян была делом добровольным, необязательным) - Крестьяне наделялись бы землёй? - Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века? - Был ли принят этот законопроект? Почему? ( министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян – нет) - Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. ( сл. 15) 1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии. 2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. 3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. 4) Дети поселенцев зачислялись на службу. Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства. - Давайте узнаем, что о поселениях думали современники – стр.50-51 ( сл. 16) Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.
2) самостоятельная работа: 4. Развитие промышленности и торговли. - Прочитайте материал на стр. 48 – 49 и докажите примерами, что в Российской империи развивалась промышленность и торговля - После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, то в 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до 210 тыс., а наемных работников среди них — с 45,6 тыс. (они составляли 48% от общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54%). - Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства, связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться легкая промышленность. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20-х гг. Россия перестала ввозить ситцы из-за границы. Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период началось применение паровых машин на предприятиях. Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803—1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. — Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство мощеных дорог (в 1825 г. их насчитывалось уже 390 км). Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом. - Как вы думаете, что вывозили за границу из России? ( основном зерно, пеньку, сало, древесину) - А что ввозили? ( предметы потребления и промышленные полуфабрикаты) . Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой — возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап. 3) Расширяем словарный запас: Полуфабрикат — продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько ступеней обработки, прежде чем стать готовым изделием. Сукно — шерстяная ткань.
5. Подведение итога урока: Вопросы на стр. 49-50
6. Домашнее задание: Параграф 7. записи, задания в рабочей тетради
Похожие образовательные материалы: |
Всего комментариев: 0 | |
|
|