Конспект и презентация к уроку истории "Россия в первой половине XIX века"

Цели урока:

Закрепить знания по истории России первой половины ХIX века, для этого повторить:

итоги царствования Александра 1 и Николая 1;
Отечественную войну 1812 г.;
Восстание декабристов 1825 г.;
Попытки решения крестьянского вопроса ;
Крымскую войну 1853-1856 гг.

Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитание  коллективизма, взаимовыручки, патриотизма, уважения к русской истории.

Оборудование: проектор, доска, карточки с заданиями, портреты декабристов.

Предварительная подготовка: класс заранее делится на 3 команды, команды готовят название, девиз; ребята должны повторить итоги царствования Александра 1 и Николая 1; Отечественную войну 1812 г.; Восстание декабристов 1825 г.; Попытки решения крестьянского вопроса ; Крымскую войну 1853-1856 гг.

 

Ход урока:

Вступительное слово;
Разминка (вопросы);
Синквейн;
Отечественная война в пословицах;
Соотнесение имен и событий;
Когда это было?
Определение исторического деятеля;
По какому принципу образованы ряды (резерв);
Подведение итогов

1.Вступительное слово, приветствие команд. (слайд 3)

2. Разминка. (слайд 4)

Как решался крестьянский вопрос в первой половине  ХIX века?
Сравните взгляды славянофилов и западников.
Можно ли Александра 1 считать реформатором?

3.Составить синквейн.(слайд 5)

Синквейн:

в первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное;
во второй строчке в двух словах (2 прилагательных) дается описание темы;
в третьей строчке тремя словами (глагол) дается описание действия в рамках этой темы;
четвертая строчка – фраза из 4-х слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства;
последняя строчка – одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Темы для синквейна: (слайд 6)

Павел 1;
Александр 1;
Николай 1.

4.Отечественная война 1812 г. в пословицах. (слайд 7)

О событиях 1812 г. сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами – пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на 2 части. Попробуйте определить, какое конкретное событие послужило поводом возникновения этих пословиц.

(1)

На француза…
От Бородинской пушки под Москвой…
Приехал Кутузов…
Француз боек…
Наступил на землю русскую…
Отогрелся в Москве…
Бонапарту не до пляски…

(2)

Бить французов.
Растерял свои подвязки.
Да оступился.
А замерз на Березине.
Земля дрожала.
И вилы ружье.
Да русский стоек.

 

Ответы: (слайд 8)

На француза и вилы ружье.
От Бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
Приехал Кутузов бить французов.
Француз боек, да русский стоек.
Наступил на землю русскую, да оступился.
Отогрелся в Москве, а замерз на Березине.
Бонапарту не до пляски, растерял свои подвязки.

 

5.Соотнести имена и события. (слайд 9)

Имена:

Сперанский М.М.                 
Бенкендорф А.Х.
Уваров С.С.
Киселев П.Д.
Аракчеев А.А.
Канкрин Е.Ф.

События:

 

Денежная реформа;
Реформа государственных крестьян;
Реформа военных поселений;
III отделение Его императорского Величества канцелярии;
Свод законов Российской империи;
«Теория официальной народности».

 Ответ: 1-д, 2-г, 3-е, 4-б, 5-в, 6-а. (слайд 10)

 

Когда это было? (карточки) (слайд 11)

Царствование Александра 1  (1801-1825 гг.)
Указ «о вольных хлебопашцах» (1803 г.)
Бородинское сражение (26 августа 1812 г.)
Заграничный поход русской армии (1813 г.)
Выступление декабристов на Сенатской площади (14 декабря 1825 г.)
Царствование Николая 1 (1825-1855 гг.)
Начало промышленного переворота (30-40 гг. ХIX века)
Крымская война (1853-1855 гг.)
Парижский мирный договор (март 1856 г.)

 

Определить исторического деятеля.(слайд 12)

1. Этот человек был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка; она возлагала на него большие надежды;

Принято считать, что ему свойственен либерализм, привитый его воспитателем Ф. Лагарпом;
Часто его называют просвещенным европейцем, однако отмечают двоедушие, подозрительность, легкую внушаемость, равнодушие людским судьбам;
(слайд 13) Первые мероприятия его после вступления на престол были вполне естественными: отмена запрета на выезд за границу, на европейскую одежду и литературу, возврат из ссылки опальных офицеров и чиновников;
Этот император стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь давление высших чинов, а также помнил заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился. (Александр 1)

2. Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил Петербургскую духовную академию и преподавал в ней некоторое время: (слайд 14)

Гражданская служба началась у князя Куракина, затем стал личным секретарем императора, а позднее и государственным секретарем;
Его отличали уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон,  шутя, предлагал Александру 1 обменять этого человека на какое-нибудь королевство;
(слайд 15) Этот человек в 1809 г. подготовил проект государственных преобразований, в основе которого лежал принцип разделения властей, однако в марте 1812 г. он был арестован по ложному обвинению в шпионаже и сослан в Нижний Новгород;
После смерти Александра 1 его вновь привлекли к государственным делам и поручили заниматься кодификацией российских законов;
К концу жизни он занимал высокие посты, стал графом, но не стремился уже высказывать новые идеи. (М.М. Сперанский)

3. Этот человек получил хорошее военное образование, но не имел опыта ни в военных, ни в государственных делах: (слайд 16)

Имел двух старших братьев, поэтому при нормальном ходе событий не должен был царствовать и воспринял свое воцарение как знак судьбы;
Для его правления характерны попытки разрешить многие актуальные для России проблемы, с этой целью он создавал секретные комитеты;
(слайд 17) При нем на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: «Русские дворяне служат государству, а немецкие  - мне»;
Н.А. Добролюбов писал о нем: «Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности». (Николай 1)

 

По какому принципу образованы ряды: (слайд 18)

М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов. (Командующие 1,2,3 русскими  армиями в Отечественной войне 1812 года)
Самодержавие, православие, народность. («Теория официальной народности С.С. Уварова»)
Московский полк, Гвардейский морской экипаж, Лейб-гвардии гренадерский полк. (Участники восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.)

 

9. Вывод. Подведение итогов. (слайд 19)


Просмотров: 374 | Загрузок: 68
Автор: Баяндина Е.В.
Теги: россия 19 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar