Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Япония на пути модернизации: восточная мораль - западная техника"

Цели урока:

            - Выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в ;

            - определить причины преобразований в Японии во вто­рой половине XIX в.;

            - раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;

            - установить особенности развития Японии в XIX в.;

            - продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;

            - продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия:

Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.

Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

Оборудование урока: презентация, компьютер, тесты

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

 

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

Насильственное « открытие» Японии.
Начало эры « просвещённого правления»
Реформы Мэйдзи.
Реформы в области государственного управления.
Новые черты экономического развития.
Внешняя политика.

( сл. 3) Задание на урок:

Что помогло Японии встать в один ряд с развитыми капиталистическими странами за столь короткий срок?

 

4. Изучение нового материала.

Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?

Работа со статистическими данными.

Территория

Население, млн.

Азия

950

Европа

290

Россия

130

Африка

110

Северная Америка

81

Латинская Америка

64

Австралия и Океания

6,8

- Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В странах Востока господствуют черты традиционного общества.

- Общество разделено на сословия, касты, общины, личность полностью зависит от государства и от социальной группы, к которой принадлежит.

Господствует коллективная собственность ( государственная, общинная).

 

                        1.  Насильственное «открытие» Японии.

( сл. 4)

- В 16 веке правители Японии запретили народу исповедовать христианскую религию, а в 17 веке « закрытии» страну и изгнали всех европейцев.

- Шли десятилетия. Правительство США и европейских держав все пристальнее стали смотреть на Дальний восток.

- В 1854 г. американская эскадра под угрозой пушек вынудила правительство сёгуна открыть страну. В подписанном между ними « договоре о мире и дружбе» Япония открывала для американцев два порта и принимала два американских консула. Вслед за США Япония пустила и другие европейские страны.

- в 1855 г. был подписан договор с Россией, по которому Курильские острова севернее острова Итуруп признавались российской территорией.

 

                        2) самостоятельная работа:

( сл. 5)  Прочитайте п. на стр. 216 – 217 – и ответьте на вопрос: « Каким образом изменилась жизнь японцев после « открытия » Японии?

Докажите примерами

                        3) рассказ учителя:

Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.

- Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.

Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие  За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев , которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.

( сл. 5) начертить таблицу и заполнять в ходе изучения нового материала.

( сл. 6)                      Реформы Мэйдзи.

- Япония вступила в эпоху модернизации. Сложная задача встала перед правительством: провести модернизацию по западному образцу и не потерять свою национальную самобытность. Давайте посмотрим, как у них это получилось.

( сл. 7) Аграрная реформа, установившая частную собственность на землю и разрешавшая её покупку и продажу. Крестьяне стали собственниками наделов. Но из-за высоких налогов земля переходила из рук в руки богатых крестьян и ростовщиков, а основная масса населения опять превратилась в арендаторов или батраков и уезжала в город. Но богатые крестьяне смогли вывозить продукцию на рынок. Рост богатства у крупных землевладельцев и обнищание народных масс послужило источником индустриализации страны.

( сл. 8) Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми правительством чиновниками.

( сл. 9) Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по западному образцу и приобрела высокую боеспособность.

( сл. 10) Но при этом основу идеологической подготовки армии по-прежнему составляли самурайский кодекс чести « бусидо» и синтоизм.

( сл. 11)

В 1889 г. была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу. Император объявлялся личностью священной и неприкосновенной, наделялся почти неограниченными правами.

( сл. 12) – работа со схемой

 

( сл. 13) Финансовая реформа ввела единую денежную единицу – йену.

( сл. 14) Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. Но государству пришлось активно в неё вмешиваться, т.к. отсутствовал опыт предпринимательской деятельности

( сл. 15) ПО приказу императора за счёт казны строились« образцовые» заводы, которые потом продавались или отдавались в аренду на льготных условиях торговым и промышленным фирмам, близким к императорскому окружению. Особенно щедрые дары получили  « Мицуи»  « Мицубиси»

( сл. 16) Затем государство занялось строительством железной дороги. И вскоре они были построены в разные направления. Первая железная дорога соединила обе столицы – Токио и Киото. В 1869 г. в Японии провели первую телеграфную линию, а в 1870 – почту.

                        4) самостоятельная работа с заполнением таблицы на сл. 17

 

5. Подведение итога урока.

                        Вопросы на стр.221

 

6. Домашнее задание:

            Параграф27, вопросы, письменно ответить на задание к уроку


Просмотров: 1457 | Загрузок: 161
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Японии
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar