Конспект и презентация к уроку истории "Отмена крепостного права"

Цель: познакомить детей с основными положениями реформы 1861 года; раскрыть смысл значения реформы.

Структура урока:

1.Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о России середины 50-60-х годов. Крымская война занимает особенное место в истории страны. Закончилась одна эпоха – эпоха Николая (дайте ей краткую характеристику) и начинается эпоха Александра II – царя-освободителя.

2. а) тема урока

    б) план

3. I слайд – (личность Александра II)

4. II слайд

а) Причина отмены крепостного права. (Почему в стране возникла необходимость реформ?)

б) Записать в тетрадь.

5.Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к делу. Но Александр II, уловив общественное наступление, сделал правильный шаг – шаг на пути к гласности. С 1858 года журналам было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу.

документ: Чернышевский и Кавелин.

 

Проект реформы Кавелина.

Крепостное право, считал Кавелин, - это главный узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса не внесет успокоения. России, писал Кавелин, нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить в стране «на пятьсот лет внутренний мир». Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь правом помещиков на личность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на его труд и в особенности на землю. Поэтому освобождение крестьян может быть проведено только при вознаграждении помещиков. Другое решение, заявил Кавелин, «было бы весьма опасным примером нарушения права собственности». Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду и интересы крестьян. Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надо закрепить ту землю, которой они владеют в настоящее время. Разработку выкупной операции правительство должно взять на себя.

 

Проект реформы Чернышевского.

Проект Кавелина вскоре перестал удовлетворять Чернышевского, который пришел к выводу, что крепостной труд вовсе не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получить только символическую плату от государства. В споре о крестьянской реформе точка зрения Чернышевского оказалась самой радикальной. Крайние точки зрения (левые и правые) имеют право на существование. Они помогают найти компромисс, «золотую середину». Но сами  по себе радикальный воззрения чаще всего несостоятельны. Крайние решения неизбежно приводят к тяжелым последствиям.

(Крайние точки зрения имеют право на существование)

III слайд – (Чернышевский, Кавелин)

Сравните различные точки зрения на освобождения крестьян? Чем объяснить существовавшие различия? Какие проекты предложили бы вы?

6. IV слайд  - (проекты крестьянской реформы)

Александр II не решался взять ответ на себя. В конце 1858 года были образованы редакционные комиссии. Как проходила работа редакционных комиссий?

7.Vслайд – словарь.

8. VI-VII слайды – основные положения. Сделайте вывод о выкупе.

9. VIII слайд – недостатки реформы.

10.  IX слайд. Словарь (самостоятельно записать).- Какова реакция крестьян? Стр. 232

11. X слайд  - значение отмены крепостного права. (Сначала спросить: «Было ли значение? Затем открыть слайд и записать.

12. Повторение (раздаточный материал)

Выберите правильный ответ.

1.Какие крестьяне считались временнообязанными:

a) крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;

б) крестьяне, записавшиеся в народное ополчение;

в) государственные крестьяне?

 

2.Временнообязанные крестьяне должны были:

 

а) платить оброк или отрабатывать барщину в пользу своего бывшего владельца;

б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде?

 

3. Что такое отрезки:

 

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 года;

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 году нормой?

 

4.Кто такой мировой посредник:

 

а) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

б) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

в) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах?

 

13. Домашнее задание стр. 235 (таблица).


Просмотров: 354 | Загрузок: 71
Автор: Евтеева В.В.
Теги: Александр 2
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar