Конспект и презентация к уроку истории "Накануне отмены крепостного права"

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, охарактеризовать предпосылки и выяснить причины отмены крепостного права, рассмотреть первые годы правления Александра II, названные современниками «оттепелью».

Задачи:

Развивающие:

умение делать выводы,
обобщать исторический материал,
работать с историческими документами,
умение делать выводы на основе данных диаграмм,
работа с таблицами и логическими цепочками.

Оборудование урока:

Компьютер;
Экран
Мультимедийный проектор;
Учебник: Учебник – А.А Данилов, Л.Г. Косулина , «История России XIX  века»

План урока:

1. Предпосылки отмены крепостного права

2. Император Александр

3.Причины отмены крепостного права

4. Российская «оттепель»

Ход урока.

Слайд 1. Тема урока:  «Накануне отмены крепостного права»

Эпиграф урока.

Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя;
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

А.С. Пушкин

Слайд 2. Что такое крепостное право?

Какой документ закрепил крепостное положение крестьян?

Предпосылки отмены крепостного права. Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у пе­редовой части русского общества еще в XVIII в. Поток об­личений ужасов крепостничества открыл А. Н. Радищев своим знаменитым «Путешествием из Петербурга в Моск­ву». В дальнейшем этой темы так или иначе касались все крупнейшие русские писатели, публицисты. Идея безнрав­ственности крепостного права стала составной частью ми­ровоззрения читающего общества. Борьба с «мерзостью крепостного права» была лозунгом тайных обществ и ос­новных течений общественной мысли первой половины XIX в.

Слайд 3. Работа с таблицей в тетради на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век, Рабочая тетрадь, часть 2. Задание 4, стр. 4.

Заполните схему.

Слайд 4. По мере развития капиталистического уклада в эконо­мике зрело убеждение в том, что подневольный труд тор­мозит развитие хозяйства страны. Некоторые предприни­матели воспользовались законом 1840 г., разрешавшим давать свободу крестьянам, прикрепленным к фабрикам.

Слайд 5. Работа с документом. А.И. Кошелев

“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Объясните такое отношение крестьян к барщине?

Так, заявляя об освобождении крепостных рабочих, владельцы одной из шелковых фабрик подчеркивали, что делают это по совершенной невыгодности применения крепостного труда. Своим правом отпускать крестьян на волю воспользовались и некоторые помещики. В Новороссийском крае помещики использовали вольнонаемных сельскохозяйственных работников.

Слайд 6. Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?

Работа с таблицей в тетради на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век, Рабочая тетрадь, часть 2. Задание 4, стр. 4.

Заполните схему.

Слайд 7. Работа с документами.

Екатерина II

«… бороться с крепостничеством- значит лишиться трона…»

Николай I

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло …Но его отмена была бы еще большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие».

Почему ни один из императоров не отменил крепостное право?

При Александре I и Николае I работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.

Слайд 8. Александр Николаевич Романов родился в Москве в среду на Пасхе 17 апреля 1818 года, то есть почти за восемь лет до воцарения Николая. Его мать, великая княгиня Александра Федоровна, рожденная Шарлотта, принцесса прусская.

Слайд 9. Александр II- 1818-1881. Наставником был В.А. Жуковский.

Слайд 10 В.А. Жуковский  составил специальный план обучения на 12 лет.  Цель программы – «образование для добродетели». Особое внимание уделялось гуманитарным наукам (особенно истории).

Слайд 11. С 1834 г., по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать его к государственным делам. Познания по экономике и юриспруденции ему преподавали виднейшие представители своего времени.

Слайд 12. Наследник престола совершил два путешествия — по России и Западной Европе. Поездка по России длилась с мая по декабрь 1837 г. Александр получил от населения 16 тыс. различных просьб, встречался в Сибири с декабристами, проникся к ним состраданием.

Слайд 13. Александр II вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью.

Слайд 14. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Слайд 15. Работа с документом.

К.И. Арсеньев

«Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными.  Свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития".

Сделайте вывод о производительности крепостного труда?

1. Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.

Слайд 16. Работа с документами.

И.И. Игнатович.

«Развитие частных фабрик и завод  возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, для чего требовалось уничтожение крепостного права".

К.И. Арсеньев

«Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40 –х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе. Однако: крепостное право затрудняло переход крестьянина в категорию наемных рабочих".

Какое воздействие оказывало крепостное право на состояние промышленности?

2. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.

Слайд 17. Работа с диаграммой. «Число крестьянских выступлений с 1801 по 1861 гг.».

Сделайте выводы по данным диаграммы?

Слайд 18.Работа с документами.

 «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же". Из отчета III отделения

Как вы понимаете слова отчета III его императорского Величества канцелярии?

«В 1854—1855 гг. десятки тысяч крепостных, поверив слуху об освобождении ополченцев от крепостной зависимости, налогов и рекрутчины, бежали от своих господ. Весной 1856 г. огромные толпы крестьян пытались самовольно переселиться в Крым, где они якобы должны были получить свободу".

О каких настроениях крестьян свидетельствует документ?

3.Рост числа крестьянских выступлений. Крепостное право- угроза общественному спокойствию.

Слайд 19. Проанализируйте факты о положении дел  в России в конце Крымской войны . Сделайте выводы.

Как вы понимаете слова журналиста И.П. Горизонтова?

«Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

4. Поражение в Крымской войне показало экономическую и военно-техническую отсталость страны.

Слайд 20. Заполните логическую цепочку. Работа с логической цепочкой в тетради на печатной основе А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век, Рабочая тетрадь, часть 2. Задание 2, стр. 3.

 Слайд 21. В.О. Ключевский

«Севастополь ударил по застоявшимся умам”.

Как вы понимаете слова историка В.О. Ключевского?

Изменилась и атмосфера в российском обществе. Значительно расширилось  число сторонников перемен.

К.Д. Кавелин

«Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков».

Слайд 22. Работа с документом.

М.П. Погодин

«... Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола!..

Слово должно сопровождаться делом...

Дайте полякам конституцию...

Простите наших политических преступников...

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы… и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

М. П. Погодин имел репутацию достаточно консервативного мыслителя. Чем вы можете объяснить появление столь смелой программы?

Слайд 23. За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, проникнутые либеральными идеями, и даже ближайшие родственники царя — тетка Елена Павловна и младший брат Константин. Великий князь пришел к убеждению о необходимости масштабных реформ, направленных на раскрепощение общества и обеспечение гражданских прав людей.

Слайд 24. Первые годы царствования Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим.

Сравните начало царствования Александра I и Александра II ? В чем сходство и различие?

Слайд 25. Работа с документом.

Князь Д.А. Оболенский

«1856 год ярко отличается от предшествующих годов, как перед наступлением весны бывают дни, хотя еще холодные, но с весенним запахом, предшественником наступающей оттепели. Свободно дышала Россия в этом году...».

Как князь Д.А. Оболенский характеризует второй год правления Александра II?

М.Е. Салтыков-Щедрин, возвращенный из ссылки, был поражен тем, с какой свободой заговорили все и везде — в министерствах и на улицах, в кабаках и салонах. После мертвенного оцепенения, в которое была погружена страна, наступило время, когда слово превратилось в реальную общественную силу. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформ.

Слайд 26. Стали издаваться новые журналы — «Русский вестник», «Русская беседа», «Сельское благоустройство» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А. И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол». В этих изданиях публиковали свои статьи ведущие русские публицисты, писатели и ученые: либералы-западники К. Д. Кавелин, В. П. Чичерин, П. В. Анненков, славянофил И. С. Аксаков.

Слайд 27. Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти — дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы.

Слайд 28. Закрепление. Причины отмены крепостного права. Используется прием «Интерактивная лента». Синие скругленные прямоугольники триггеры.

 

Домашнее задание. Параграф 19. Существует две точки зрения по вопросу отмены крепостного права.

1. Крепостное право- тормоз для экономического развития страны.

2. Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов.

Проанализируйте эти две точки зрения и определите, какая из них вам кажется наиболее предпочтительной. Почему?


Просмотров: 747 | Загрузок: 80
Автор: Эсманская А.Г.
Теги: Александр 2
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar