Конспект и презентация к уроку истории "Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество и государство?"

Цели: - познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;

            - выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;

            - развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

                       

                                  

                                                           Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

 

Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»

Задание: по  описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

1.  Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

Как называется этот роман и кто его автор?

_____________________________________________________________________________

 

2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

Как называется картина и кто её автор?

_____________________________________________________________________________

3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

____________________________________________________________________________

4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

_____________________________________________________________________________

5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства.  Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

_____________________________________________________________________________

6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

____________________________________________________________________________

7.  В качестве  основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе  оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его  жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

___________________________________________________________________________

8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

____________________________________________________________________________

9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

___________________________________________________________________________

10.  На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

_____________________________________________________________________________

 

Ключ к заданию:

1

« Собор Парижской богоматери». В. Гюго

2

« Голубые танцовщицы» Э.Дега

3

« Лесной царь» Ф. Шуберт.

4

« Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

5

« Жанн Самарии» О. Ренуар

6

« Книга джунглей» Р. Киплинг

7

« Кармен» Ж. Бизе

8

« Законодательное чрево» О. Домье

9

Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

10

« Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) Цели урока:

( сл. 3) План урока:

1.Каким быть обществу?

2.Разрешено всё, что не запрещено.

3.Сохранять традиционные ценности.

4.Почему появились социалистические учения.

5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

7.Анархизм.

 

4. Изучение нового материала.

                        1) рассказ учителя:

 - ( сл. 4)  Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

            1) Как развивается общество?

            2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

            3) Куда движется история?

- Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

            1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

            2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

            3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

- Почти до конца XIX  века  европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

 

 ( сл.5)  В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

            1) либерализм

            2) консерватизм

            3) социализм

 

- Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.

( сл. 6)

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Роль государства в экономической жизни

Отношение к социальным вопросам

Пути решения социальных вопросов

 

( сл. 7)

- рассмотрим основные принципы либерализма.

от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

- Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

Принципы:

Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
Право на свободу слова, печати собраний.
Право на участие в решении государственных дел

 

- Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

 -  А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.( сл. 8)

( сл.9)  Требования, которые выдвигали либералы :

  Ограничение деятельности государства законом.
Провозгласить принцип разделения власти.
Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

 

- В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее  значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

( сл. 10) Новые либералы требовали:

Ввести страхование по безработице и инвалидности

Ввести пенсионное обеспечение престарелых

Государство должно гарантировать минимальную з/п

Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

( сл. 11)

Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др.  О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать  историю Англии.

( сл. 12)

- Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

от латин. conservatio – охранять, сохранять.

Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

( сл. 13)

- Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип -   сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

 - в отличие от либералов консерваторы признавали:

Право государства на сильную власть.
Право на регулирование экономики.

( сл. 14)

-  поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

 « охранительных» социальных    реформ только как самое  крайнее средство.

-( сл. 15)

Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

1) общество должно стать более демократичным,

2) необходимо расширить избирательные права,

3) государство не должно вмешиваться в экономику

( сл. 16) В результате лидеры английской ( Бенждамин Дизраэли)  и германской ( Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

( сл. 17)

Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

- общественный и государственный строй, принципами которого являются:

         1) установление политические свобод;

         2) равенство в правах;

         3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

         4) обязанность государства регулировать экономику.

( сл. 18)

« Золотой век человечества не позади нас , а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.  

- Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а  кто ко второй?

- К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

- Ко второй группе ( 96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

- Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.

( сл. 19)

Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное  неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим  членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

( сл. 20)

Роберт Оуэн  в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

 

                        2) работа по учебнику

 - прочитать о марксизме и выделить их основные положения

( сл. 21)

 

                        3) рассказ учителя:

 -( сл. 22)

Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра  какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

- Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

 

( сл. 23)

Эдуард Бернштейн увидел, что

1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими  объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

Он пришёл к выводу:

Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

( сл. 24)

Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.

- Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские ( террористические акты) и кооператоров.

- Какие черты характеризовали анархизм?

( сл. 25)

1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

( сл. 26) видные представители анархизма

 

5. Подведение итога урока:

            ( сл. 27)

6. Домашнее задание:

Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.


Просмотров: 681 | Загрузок: 96
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 19 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar