Франция: революция 1848 года и Вторая империя

Цели: - познакомить учащихся с причинами, ходом событий во Франции в 1848 – 1849 гг,

            - выяснить, к чему привели события во Франции в  1848-1849 гг.

            - выяснить, на что была направлена внешняя политика Наполеона III, к чему это привело

            - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с учебником и находить нужную информацию

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, проектор

 

                                    Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

                   ( слайд 2) План урока:

« Голодные сороковые»
« Монархия на вулкане».
« Гарантировать рабочему его существование трудом»
Учредительное собрание.
« Хлеба и свинца!»
Вторая республика.
« Империя – это мир!»
« Государство должно быть движущей силой экономики»!
Внешняя политика.

 

4. Изучение нового материала.

                       1. « Голодные сороковые»

- Период европейских революций ( 1848 – 1849 гг) историки назвали « весной народов» , пошатнувшей троны многих империй: французской, итальянской, австрийской.  В борьбе против правительства участвовали практически все слои населения: студенты, рабочие, буржуа.

- Что же привело к таким событиям?

- Прочитайте материал на стр. 114 « Голодный сороковые» и выпишите причины этих событий.

                        Самостоятельная работа:

- Проверим: ( сл. 3)

            1) неурожайные годы ( 1845, 1847 гг.)

            2) картофельная болезнь, считавшаяся пищей бедняков

            3) мировой промышленный кризис 1847 г.

            4) промышленная буржуазия  и народные массы не имели политической власти

            5) ухудшение экономического положения рабочих и крестьян

            6) Недовольство промышленной и торговой буржуазии и рабочих во Франции вызвал режим Июльской монархии

 

                        2. « Монархия на вулкане»

- Францию называют матерью всех революций, потому что и на этот раз революция вспыхивает именно в Париже.  В оппозиции правительству находились широкие слои населения: рабочие, крестьяне, значительная часть буржуазии.

                                   Ход событий революции во Франции в 1848 .г

-(  сл. 4)  В ночь с 21 на 22 февраля на стенах парижских домов было расклеяно воззвание правительства, запрещающее манифестации и любые сборища. Но это стало толчком к тому, что парижане стали собираться в толпы. Запев                                         « Марсельезу» толпа двинулась к Дворцу Бурбонов, где разместилось Законодательное собрание.

 

- ( сл. 5) В это время король стоял с подзорной трубой у окна своего кабинета и смотрел, стараясь выяснить, что же происходит. Не понимая того, что происходит, король сказал : «  Верьте мне, зимой парижане никогда не делают революций».  Когда он позвал своего адъютанта и спросил у него, о том, что же происходит, тот ему ответил: « Ничего, Ваше Величество,  толпа мальчишек взобралась на решётки палаты, но их гонят прочь»

 

- Но положение было уже серьёзным: в городе проходили столкновения народа с полицией., толпы захватили несколько  оружейных лавок.

К 23 февраля толпы восставших соорудили уже 1500 баррикад.

24 февраля – все важные пункты столицы находились в руках восставших. Король был вынужден согласиться на проведение избирательной реформы, но было поздно.

- Каковы же итоги этой февральской революции? ( сл. 7)

            1) свержение Июльской монархии

            2) установился режим второй империи

            3) власть перешла в руки буржуазии

            4) провозглашалась свобода печати и политических собраний

            5) отменялись дворянские титулы

            7) граждане получили право вступать в национальную гвардию

            8) издан декрет о всеобщем избирательном праве для мужчин, достигших возраста 21 года.

            9) установился либеральный политический режим

           

            3. « Гарантировать рабочему его существование трудом»

- Давайте познакомимся поближе с этим декретом о труде ( стр. 116 – 117)

                                   ( сл. 8)

            4. Учредительное собрание.

- Прочитайте самостоятельно ( стр. 117)  и найдите ответы на вопросы:

( сл. 9)         1. По какой причине демократы на выборах в Учредительное собрание потеряли много голосов? ( введение декрета о 45% налоге)

            2) Какие слои общества входили в состав депутатов? ( адвокаты, журналисты, врачи, инженеры, чиновники)

            3) Какие меры предприняло новое правительство во Франции? ( усилило наступление против рабочих)

 

            5. « Хлеба и свинца!»

- Политическая обстановка в Париже становилась всё более напряжённой. Растёт число недовольных масс. Поводом к началу нового восстания стал указ о роспуске национальных мастерских. Битва продолжалась 4 дня – с 23 по 26 июня.

 

            6. Вторая республика.

- В результате июньского восстания демократические преобразования Временного правительства были приостановлены, но всеобщее избирательное право сохранялось.

- в декабре состоялись президентские выборы, в которых большинство голосов получил племянник Наполеона Бонапарта – Луи Наполеон Бонапарт.

- Почему же он получил так много голосов? (  они надеялись, что он будем так же внимателен к их нуждам, как и сам Бонапарт)

- Установившийся режим стал называться Второй республикой. Политическая власть перешла в руки консерваторов. Французы лишились многих прав, а президент, наоборот, получил широкие полномочия.

- 2 декабря 1851 г. принц- президент произвёл государственный переворот, распустив Законодательное собрание  и  взяв полноту власти в свои руки. А через год  2 декабря 1852 г. он провозгласил себя императором Наполеоном III, а Франция вновь стала империей.

,

- В стране установился режим Второй империи:

            * из прежних символов революции осталось только трёхцветное  знамя;

            * « Марсельеза» стала вновь запрещённой песней;

            * национальный праздник – день рождение Наполеона I;

( сл. 11)       * в руках императора сосредоточена большая власть:    

                        - был главнокомандующим

                        - мог объявлять мир и заключать войну

                        - издавать декреты

                        - назначать на государственные должности

- Единственное, что сохранилось от революции – всеобщее избирательное право.

( сл. 12) - Но с годами режим становится всё более либеральным:

            - в 1859 г. была объявлена амнистия всем лицам, осуждённым за политические проступки

            - эмигранты получили возможность вернуться в страну

            - восстановлена свобода печати и собраний

            - Законодательное собрание получило право предлагать законы;

            - рабочим разрешено было создавать общества взаимопомощи;

- Но среди республиканцев Наполеон III был непопулярным.

 

            7. « Государство должно быть движущей силой, благотворной для экономики»

- Прочитайте материал на стр. 119 – 120 и выпишите факты, свидетельствующие об успешном развитии экономики во Франции или об обратном процессе.

( сл. 13)

            1) открытие Парижской выставки в июне 1855 г

            2) строительство фабрик

            3) увеличение числа используемых станков

            4) создаются акционерные общества

            5) богатеют и развиваются банки, вывозят накопленный капитал за границу

            6) телеграф, туннель, Суэцкий канал- дешёвый способ вывозить товары

 

                   8. Внешняя политика.

- Наполеон III стремился укрепить свой не очень популярный режим при помощи военных побед. Каких?  Вы узнаете, прочитав материал на стр. 120 и законспектировав его в тетради.

- Проверим: ( сл. 14-15)

            1) 1854 г. – участие в крымской войне

            2) 1859 г. – помогает Италии прогнать австрийцев, за что получила Савойю и Ниццу.

            3) продолжаются колониальные войны в Алжире, военные действия в Синегале,

            4) военные действия с Китаем

            5) в 1857-1860 гг. « открыли» Японию для иностранного капитала

            6) с 1858 г. началось вторжение во Вьетнам

            7) в 1863 г. французские войска направлены в Мексику

            8) в  1867 г. французские войска в Италии защищают папу Римского

 

- возросшее недовольство парижан вылилось в реакционный режим, во Франции устанавливается  режим Второй империи. Завершение промышленного переворота позволило стране добиться больших успехов в развитии промышленности. Смягчение внутренней политики и её некоторая демократичность не принесли желаемого для властей результата – в стране нарастало революционное брожение.

 

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 121

 

6. домашнее задание:

         Параграф15, вопрос 4,5 письменно


Просмотров: 2355 | Загрузок: 187
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Франции
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar