Конспект урока и презентация к уроку географии "Дальний Восток"

Цели урока:

Расширение и углубление знаний учащихся о физико – географических закономерностях на примере  уникальной природы Дальнего Востока; изучение особенностей Дальнего Востока.
Формирование чувства любви к родной природе; экологического сознания; эстетического восприятия красот русской природы.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников

Форма проведения: групповая, поисковая

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, интерактивная карта России, географические атласы для 8 класса, ресурсы Интернет, ЦОРы из коллекци,

«Вулканы Камчатки» (№130765)
Извержение вулкана Шивелуч (№ 119492)
Извержение вулкана Ключевской (№119604))
Конструктор  интерактивных карт с проверяемыми заданиями 

      (№ 134812)

« Долина гейзеров на Камчатке»  (№130767)

 

Урок №1

1 часть. Вхождение в тему

 

 Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в самый удивительный край, загадочный, контрастный. Нас ждет  Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор.

Земля благодатная, заповедная, необычная.

А что вам известно о Дальнем Востоке?

Запишите свои сведения, пожалуйста, в первую колонку таблицы № 1

 

Ученики записывают, а затем  называют известные им сведения

 

Учитель: А сейчас я предлагаю вам открыть  учебник на стр. 8-9 и выбрать из перечисленного в рубрике «Что вы знаете о России» то, что относится к Дальнему Востоку.

  Ребята выбирают и зачитывают.

 

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики делают заключение о том, что около трети информации относится к изучаемому нами району, что подтверждает мнение о необычности региона.

 

Учитель: В этом краю действительно много такого, чего нет больше нигде в России. (Слайды Презентация к уроку)

Где еще можно увидеть обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку?
Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная?
Где можно увидеть огнедышащие горы – вулканы и гейзеры – фонтанирующие источники?
Где еще по снегу бродят тигры?
Где, как в сказке о Коньке – горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное?
Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев?
Где можно любоваться таким увлекательным зрелищем, как медвежья рыбалка на Камчатке?

Как вы думаете, эти особенности природы характерны для всей территории региона или для ее отдельных частей?

Устанавливаем, что природа Дальнего Востока не только необычна, но и очень разнообразна. Дальний Восток – это край контрастов. С эти удивительным уголком нашей Российской природы мы  познакомимся на уроках.

Учитель: Давайте теперь более подробно познакомимся с этим удивительным краем.

 

2. Объяснение нового материала.

 

Прежде чем, мы отправимся в путешествие мы должны узнать как можно больше о районе. Состав Дальнего Востока.

 

Задание № 1.

По физической карте найдите следующие объекты

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское

Заливы: Анадырский, Шелихова

Острова: Командорские, Курильские, Сахалин, Врангеля, Ратманов

Полуострова: Камчатка, Чукотка

Один ученик у доски показывает на Интер – активной карте, остальные находят у себя в атласах

Каждая группа учеников, получает задание, которое должна выполнить за 10-15 минут, используя учебник, карты атласа, Интернет ресурсы, ЦОРы.

 

 Физико - географы

Определите особенности географического положения Дальнего Востока
Определите разницу во времени между Дальним Востоком и Москвой. Вспомните, что такое линия перемены дат и где она проходит?
Как географическое положение  влияет на своеобразие природных условий Дальнего Востока?

 

 Геоморфологи

По физической карте установите, какие формы рельефа преобладают на Дальнем Востоке.
Найдите на карте следующие объекты.

Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик

Хребты: Срединный, Джугджур, Сихоте – Алинь

Нагорья: Чукотское, Корякское

Равнины: Зейско – Буреинская

Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают землетрясения?
Почему здесь преобладает горный рельеф?

Используя ЦОР «Вулканы Камчатки» ( №130765) составьте диаграмму вулканов Камчатки и подготовьте небольшой рассказ о них.

 

Геологи

По тектонической карте определите особенности геологического строения материковой и островной части Дальнего Востока
Определите геологический возврат территории
Объясните проявления вулканической деятельности данного района

 

Минерологи

Какими полезными ископаемыми и почему богат Дальний Восток.
Используя Интернет подготовьте небольшую презентацию о богатствах Дальнего Востока.
Определите места добычи следующих полезных ископаемых:

Нефть, газ, уголь -  …… (Сахалин)

Полиметаллические руды, олово - ….. (Приморье)

Золото - ….. (Колыма, Чукотка)

Объясните, почему Дальний Восток исключительно богат разнообразными по происхождению полезными ископаемыми?

 

 Климатологи

Определите какой тип климата на Дальнем Востоке?
Под действием каких климатообразующих факторов происходит его формирование?
Определите  летние и зимние температуры в северной и южной частях района.
Объясните неравномерность выпадения осадков

Свой ответ проиллюстрируйте схемами и диаграммами

 

 Гидрологи

Используя физическую карту, найдите реки: Амур, Зея, Бурея, Уссури, Анадырь; озера – Ханка, Кроноцкое
Чем питаются реки Дальнего Востока? Почему реки не разливаются весной? Расскажите о характере течения Амура и сравните его с характером течения реки Урал. Объясните черты различий.

 

 Зоологи и биологи

В чем особенность растительного и животного мира Дальнего Востока?
Почему произошло смешение видов севера и юга?
Перечислите эндемики Дальнего Востока

 

По окончании времени каждая группа делает отчет по своему заданию

Вывод:  За такое короткое время узнать об удивительном мире Дальнего Востока невозможно. Я предлагаю отправить в путешествие группу ребят для более детального изучения Чукотки, Сахалина, Камчатки, Приморского края. Желающие могут побывать в заповедниках данного района. И на следующем уроке мы заслушаем отчеты об их путешествиях.

 

3 часть

Подведение итогов.

Учитель: У вас на столах лежат листочки с вопросами. Ответьте на них, пожалуйста.

Ребята, как вы чувствовали себя на уроке?

На каком этапе урока вам было трудно?

Чувствовали ли вы себя комфортно работая в группах?

Какие чувства переживали?

Какой вид работы был для вас интересен?

 

Вернитесь к нашей таблице, смогли ли вы сегодня на уроке узнать то, что вам было особенно интересно?

2. Синквейн (пятистишие)

1-я строчка – 1 главное слово;

2 –я строчка – 2 прилагательных;

3 – я строчка – 3 глагола;

4 – я строчка – крылатая фраза, утверждение;

5 – строчка – существительное, которое выражает суть первого слова.

 

Домашнее задание: § 44, на контурной карте подписать все географические названия, используемые на уроке, подготовить сообщения

 

 Урок 2   Дальний Восток -  край контрастов ( продолжение)

 

1часть Проверка домашнего задания. (10 минут)

1.На компьютерах выполнить задания на контурной карте (Конструктор  интерактивных карт с проверяемыми заданиями  ( № 134812)  – 6 человек

2. Используя ЦОР рассказать о последних извержениях вулканов, какие изменения с ними произошли – 2 человека

Извержение вулкана Ключевской (№119604))
Извержение вулкана Шивелуч (№ 119492)

 

На доске выполнить следующее задание:

        Представьте в виде схемы влияние положения Дальнего Востока на границе океанической и материковой литосферных плит на особенности его природы. Найдите место в данной схеме перечисленных ниже процессов и явлений природы, учитывая причинно – следственные связи между ними, показанные стрелками. Вулканическая деятельность, грунтовое питание рек, цунами, вулканические пепловые почвы, моретрясения, конусы вулканов, приморское положение; землетрясения, гейзеры, вулканические породы (пеплы, туфы, лавы)

Выпишите те из перечисленных особенностей природы Дальнего Востока, которые связаны с его приморским положением: муссонный климат, термальные источники, паводки на реках, цунами, смещение границ природных зон к югу, распространение широколиственных лесов, распространение лесов из каменной березы, низкое положение снеговой границы, гейзеры.
Сравните смешанные леса Восточно – Европейской равнины с муссонными лесами Дальнего Востока. Заполнить таблицу:

 

Географический диктант (для всех остальных)

 

Дальний Восток омывают моря Тихого океана - …..
Рельеф Д.Востока - …., т.к. это область…………
Хребты Д.Востока вытянуты - ….
Горообразование на  Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют…….
Климат Дальнего Востока - ……..
Осадки здесь выпадают чаще в виде ….. в …….( времена года)
Самвя крупная река Дальнего Востока - ……..
Реки разливаются во время ………
В состав Дальнего Востока входят острова ……., полуострова ……., заливы ……, проливы……., моря….   .
В Приморье особый лес, его называют «Уссурийская тайга» - на самом деле – это …..  лес.

 

2 часть.  Изучение нового материала.

  Сегодня на уроке мы встречаем путешественников, которые побывали на Дальнем Востоке и готовы поделиться с нами своими впечатлениями.

Задание: Слушая отчет о путешествии ответить на вопросы:

В чем уникальность и своеобразие данного региона?
Проявляется ли контрастность территории? Если, да, то в чем?
Оцените природу региона с точки зрения её благоприятности для жизни человека
Какой из регионов вам хотелось бы посетить и что именно там посмотреть

Заслушиваем сообщения (см. Презентации)

Камчатка

Чукотка

Сахалин (Ну, что тебе сказать про Сахалин?)

Данная презентация идет без рассказа. Задание: Прослушав песню, посмотрев кадры природы, назовите осбенности природы Сахалина

 

Заповедники Дальнего Востока

    Обозначьте на контурной карте Заповеники Дальнего Востока.

Просмотр фрагмента видеофильма «Уссурийская тайга» (2 мин)

 

 журнал «Наука и жизнь» « Долина гейзеров на Камчатке»  (№130767)

 

Кроме того, к нам приехали издатели справочника для школьников «Ланшафты Земли». Посмотрите, какой материал они подготовили к изданию.

1.Камчатка

 

2. Приморье

Мы сегодня еще раз убедились в том,  как удивительна природа Дальнего Востока, как богата она ресурсами – от подземного тепла до редчайших лекарственных растений, эндемичных животных. Что же объединяет всю эту столь разнообразную природу в один крупный природный район?

Ребята отвечают:

географическое положение,
положение на стыке литосферных плит,
приморское положение,
богатство природными ресурсами

 

В заключении урока самостоятельная работа по оценке природных ресурсов Дальнего Востока с использованием карт, текста учебника и заполнением таблицы:

 

Природные ресурсы Дальнего Востока

 

Проверяется визуально.

 Вывод: Нужно знать эти богатства, правильно их использовать, очень разумно и бережно использовать, чтобы сохранить для будущих поколений.

 

3 часть Рефлексия (ответы на вопросы)

Географический цифровой диктант

Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу

Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга

 Признаки:

Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград…
Открыл эту территорию дальнего Востока В.Атласов
Это самая холодная часть Дальнего Востока
В Восточном хребте множество действующих вулканов
Происхождение гряды вулканическое
Население использует термальные воды как рекреационный ресурс
«ЗДЕСЬ ВСЕ НЕ КАК У НАС. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые.»
Высшая вершина Дальнего Востока – Ключевская Сопка
Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время – лето»
Достопримечательность этого ПТК – роща пихты грандиозной
Находится Долина гейзеров
Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков

 

4  часть

Подведение итогов

Домашнее задание:  § 44 – 45, подготовиться к подведению итогов по теме


Просмотров: 1119 | Загрузок: 214
Автор: Варламова Л.А.
Теги: дальний восток
Предмет: География


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar