Урок и презентация по физике. 8 класс. "Испарение и конденсация"

 Цель урока:

  – создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

       Образовательные – выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.

       Развивающие - развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать навыки критического мышления, продуктивной деятельности, умение самостоятельно выделять главное, обобщать, анализировать информацию.

       Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития уч-ся, через коммуникативные  умения, работать в парах, группах; воспитывать культуру умственного труда; развивать личностные качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, опытно-экспериментальный.

 

Ход урока:

Организационный момент.

2. Целеполагание 

а) Мотивация

 Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы знаете?

 У. Послушайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Два брата»:

 

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

           С дворами грязными. Вкруг их
           Растут кудрявые рябины,
           На высотах чернеют пни
           Иль стебли обгорелых сосен.
           В стране той кратки дни весны
           И продолжительная осень...

Вопросы: 1. Почему « дымятся низкие долины»?

                       2.С каким физическим явлением это связано? (испарением)

 

Учитель (У). У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на них.

Что вы наблюдаете?
Как называют происходящие явления?
Какой будет тема урока? (Испарение и конденсация)

б). Постановка цели урока:

Где вы могли наблюдать эти явления в природе, быту?

(уч-ся приводят примеры).

У.     какова же цель нашего урока? ( Изучить явления испарения и конденсации).

 

3. Актуализация  имеющихся знаний:

У. Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал (фронтальный опрос):

 В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
 Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?
Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

4.Изучение нового материала:

 

а) Явление испарение

   давайте порассуждаем:

По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей?
Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость?
Какие молекулы остаются в жидкости?
Куда девались молекулы покинувшие жидкость?
Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

У. Давайте проверим наше предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Для этого проведем  эксперимент

( эксперимент № 1, см. приложение) и на основании его сделаем вывод.  

1.Работа в парах

Ход работы:

- измерить температуру воздуха в классе;

- капнуть каплю спирта на термометр;

- измерить температуру через несколько секунд.

У  Сделайте вывод.

 

У. Итак. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар.

 

У. От чего же зависит скорость испарения? ( Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения ).

Работа в группах:

(Учащиеся выполняют самостоятельно, работая в группах по 4-5 чел.,  

Каждая группа получает карточку с  индивидуальным  заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод.)

У. Итак, запишем в тетради:

Скорость испарения зависит:  

от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).
от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).
от площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).
от наличия или отсутствия  ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).

У. Ребята, а если закрыть сосуд крышкой , будет ли происходить испарение? (Ответы учащихся). Домашний эксперимент.  (Инструкция по выполнению)

 

в) Явление конденсации

У.  Мне хотелось бы прочесть вам эти строки:

 И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную, апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!

 

Что означают эти строки? Какое явление отражают? (туман-конденсацию)

 

У. Оказывается, что одновременно с испарением, происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.

У. Я предлагаю посмотреть эксперимент, пока нагревается вода, посмотрим значение слова – конденсация в словаре.

Эксперимент 2:  наблюдение явления конденсации.

У. Что наблюдали? Какой вывод?

Учитель обобщает сказанное и делает вывод о том, что конденсация пара сопровождается выделением энергии.

 Физ. минутка.

 

5. Закрепление знаний учащихся:

Цель: научить применять полученные знания при решении качественных задач.

У. Ребята, мы рассмотрели явления испарения и конденсации. Что теперь необходимо сделать? ( применить при решении задач)

Используя изученные явления испарения и конденсации, решите следующие задачи:

а) Задание из ГИА:

При нагревании вода превращается в пар. В процессе испарения…

А. поглощается энергия, температура воды не меняется

Б. поглощается энергия, температура воды повышается

В. выделяется энергия, температура воды не меняется

Г. выделяется энергия, температура воды повышается  

 

б) «Для  любителей литературы»

отрывок из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

… Когда темный от влаги паркет подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней.

У  Какие строки говорят о рассматриваемых явлениях? Каких?

Отрывок из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника»

«Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого роста,

худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное.»

У.Для чего больному понадобилось потогонное средство?

Информация: через поры выполняющего обычную работу взрослого человека обычно испаряется 0,7л пота в день. У жителей тропиков выделяется 4л в день. За всю жизнь мужчина выделяет 18 тысяч литров пота, а женщина 20 тысяч.

Отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

- Что за дурни, прости господи, эти немцы!- сказал голова.

- Я бы батогом их, собачьих детей! Слыханное дело, чтобы паром можно кипятить!

У.Можно ли паром нагреть воду?

Отрывок из рассказа Г.В. Короленко "Соколивец"

«Тяжелая,обитая конской шкурой, дверь юртыприподняласьвнаклонной стене;содворахлынулаволнапара,и ккамелькуподошелнезнакомый пришелец. Голова ишея были

закутаныбольшоюшалью. Вся шаль, обильно усыпана хлопьями крепкого, плотно смерзшегося инея.

У. Найдите физическую ошибку, обоснуйте ее. 

в)  «Для любителей биологии»

1. У слона нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре можно.     

    Но водоём у слона всегда под рукой, то есть под хоботом.

    Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу.

У . Зачем слон обмазывает себя слюной?

2. В пустынях температура земной поверхности

    может повышаться до 70-80°С днем и падать до 4°С ночью.

    В этих условиях большинство ящериц ищет убежище, кроме зарывания в     

    землю, она способна менять положение тела, окраску, уменьшать   

    поверхность тела, выпячивать глаза.

У. Объясните поведение ящериц?

в) Блиц – опрос:

 

При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой?
Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке?
Для чего вы дуете на горячий чай?
Как вы будите жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель?
Какие щи остынут быстрее постные или жирные?

 

6. Оценка качества знаний.

У. Для того чтобы оценить приобретенные знания, предлагаю тест.

Тест:

 

Вариант 1

Испарение происходит…

А. при любой температуре

Б. при температуре кипения

В. при определенной для каждой жидкости

При увеличении температуры

жидкости скорость испарения…

А. уменьшается

Б. увеличивается

В. не изменяется

При наличии ветра испарение

происходит...

А. быстрее

Б. медленнее

В. не влияет на испарение

 

 Вариант 2

Если нет притока энергии к жидкости

извне, испарение сопровождается…

температуры жидкости.

А. понижением

Б. повышением

При увеличении площади свободной

поверхности жидкости скорость испарения…

А. не изменяется

Б. увеличивается

В. Уменьшается

При конденсации жидкости происходит…

энергии.

А. поглощение

Б. выделение

 (самопроверка результатов)

7. Подведение итогов урока:

У. Давайте вспомним нашу работу на уроке.

- Какова была цель урока?

- Как вы считаете, достигли мы цели?

 

8. Домашнее задание:

У. Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Видео  гейзеры.

У. А где еще на территории России встречаются гейзеры?

    -  Сам процесс образования пара в гейзерах происходит  не только с поверхности жидкости, это результат другого способа парообразования, о нем речь пойдет на следующем уроке.                    

У. Как вы считаете можно ли использовать энергию пара термальных источников?

     Как бы вы помогли жителям Курил и Камчатки в способах использования пара в    

     быту и технике?

  §40, сообщения по  теме:

« Использование знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»

«Испарение воды листьями»,

Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде»

 

9. Рефлексия.

- Были ли трудности, и какие?

- Что помогло в достижении цели?

 - Что нового вы приобрели на уроке?

 

Домашнее задание: §40,

Вопросы:

Как вы считаете можно ли использовать энергию пара термальных источников?
Как бы вы помогли жителям Курил и Камчатки в способах использования пара в быту и технике?

Сообщения по  теме: (по выбору)

« Использование человеком знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»
«Испарение воды листьями»,

Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде»

Оборудование: два сосуда с равным количеством воды.

Ход эксперимента:

- налить в сосуды равное количество воды, отметить уровень воды в сосудах с помощью    

  маркера,

 - поставить оба сосуда в теплое место, накрыв один из них крышкой,

- пронаблюдать за уровнем воды через несколько дней.

Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

Домашнее задание: §40,

Вопросы:

Как вы считаете можно ли использовать энергию пара термальных источников?
Как бы вы помогли жителям Курил и Камчатки в способах использования пара в быту и технике?

Сообщения по  теме: (по выбору)

« Использование человеком знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»
«Испарение воды листьями»,

Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде»

Оборудование: два сосуда с равным количеством воды.

Ход эксперимента:

- налить в сосуды равное количество воды, отметить уровень воды в сосудах с помощью    

  маркера,

 - поставить оба сосуда в теплое место, накрыв один из них крышкой,

- пронаблюдать за уровнем воды через несколько дней.

Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

Домашнее задание: §40,

Вопросы:

Как вы считаете можно ли использовать энергию пара термальных источников?
Как бы вы помогли жителям Курил и Камчатки в способах использования пара в быту и технике?

Сообщения по  теме: (по выбору)

« Использование человеком знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»
«Испарение воды листьями»,

Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде»

Оборудование: два сосуда с равным количеством воды.

Ход эксперимента:

- налить в сосуды равное количество воды, отметить уровень воды в сосудах с помощью    

  маркера,

 - поставить оба сосуда в теплое место, накрыв один из них крышкой,

- пронаблюдать за уровнем воды через несколько дней.

Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

Домашнее задание: §40,

Вопросы:

Как вы считаете можно ли использовать энергию пара термальных источников?
Как бы вы помогли жителям Курил и Камчатки в способах использования пара в быту и технике?

Сообщения по  теме: (по выбору)

« Использование человеком знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике»
«Испарение воды листьями»,

Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде»

Оборудование: два сосуда с равным количеством воды.

Ход эксперимента:

- налить в сосуды равное количество воды, отметить уровень воды в сосудах с помощью    

  маркера,

 - поставить оба сосуда в теплое место, накрыв один из них крышкой,

- пронаблюдать за уровнем воды через несколько дней.

Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

 

Приложение

 

Групповые экспериментальные задания по теме

« Причины изменения скорости испарения жидкости».

 

Зависимость испарения от температуры.

 

Экспериментальное задание группа №1.

Оборудование: 2 стеклянные пластины,  сосуд со спиртом, электрическая лампа.

 

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.

 

Зависимость испарения от рода вещества.

 

Экспериментальное задание группа № 2.

 Оборудование: стеклянная пластинка (1-2 шт.), сосуды с жидкостями: растительным маслом, водой, спиртом, ватные палочки.

 

Ход работы: на чистую пластинку стекла нанесите при помощи ватных палочек  мазки в следующей последовательности: масло, вода, спирт.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

 

Зависимость испарения от рода вещества.

 

Экспериментальное задание группа № 3.

 Оборудование: стеклянная пластинка (1-2 шт.), сосуды с жидкостями: машинным маслом, водой, одеколоном, ватные палочки.

 

Ход работы: на чистую пластинку стекла нанесите при помощи ватных палочек  мазки в следующей последовательности: машинное масло, бензин, одеколон.

Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

 

Зависимость испарения от наличия ветра.

 

Экспериментальное задание группа № 4.

Оборудование: 2 стеклянные пластины,  сосуд со спиртом, бумажный веер.

 

Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин.

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра.

 

Зависимость испарения от площади свободной поверхности.

 

Экспериментальное задание группа № 5.

Оборудование: 2 стеклянные пластины,  сосуд со спиртом.

Ход работы: капните на каждую стеклянную пластину по капле спирта. Вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклоненном положении, распределите каплю спирта на максимальной площади.   

Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности.

 

Самоанализ урока.

Данный урок находится в разделе: «Изменение агрегатных состояний вещества» и по календарно-тематическому планированию предусмотрен, как изучение нового материала, он связан с предыдущими уроками и опирается на изученный ранее материал. Знания , полученные на данном уроке, необходимы учащимся при проведении лабораторной работы, при решении задач в этом разделе и при последующем изучении курса физики 10 класса.

Тема: «Испарение и конденсация».

   Цель урока:

  – создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

       Образовательные – выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.

       Развивающие - развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать навыки критического мышления, продуктивной деятельности, умение самостоятельно выделять главное, обобщать, анализировать информацию.

       Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития уч-ся, через коммуникативные  умения, работать в парах, группах; воспитывать культуру умственного труда; развивать личностные качества.

Урок проведен в деятельностном ключе.

Целевая установка и задачи реализовывались через содержание урока, которая включала следующие этапы:

Использование отрывка из литературного произведения и эксперимент способствовали внутренней мотивации уч-ся и дали возможность выхода на тему и цель урока.

  Структура урока была выбрана не случайно, я придерживаюсь девиза:

Я услышал и забыл,

Я увидел и запомнил,

Я сделал и я понял.

 Поэтому при изучении нового материала знания,   полученные  учащимися в результате исследований,  позволяли самостоятельно делать выводы о происходящих процессах.

 Организация активной мыслительной деятельности осуществлялась на всех этапах урока: через формирование знаний учащихся: при наглядно-образном восприятии, через постановку вопросов, частично-поискового характера.

 

Не менее ценным является возможность  развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах.  Учащиеся учатся слышать друг друга,   отстаивать свою точку зрения.  Разный уровень подготовки членов групп оправдан тем, что дает возможность каждому ученику ощутить успех.

 При этом использовались различные методы: словесные, практические, методы активизации познавательной деятельности (частично-поисковый, исследовательский, проблемный, творческая деятельность) – это обеспечивало высокий уровень мотивации учебной деятельности.

 При выборе методов обучения, я учитывала цели и задачи урока, а так же уровень подготовки класса.  

Для реализации межпредметных связей: курсов литературы, биологии,  географии использовались задания, которые расширяют не только физическое, но и информационное пространство учащихся. Выбор заданий способствовал активизации познавательной деятельности, для реализации следующего этапа.

 В связи с новым подходом к оценки качества образования учащиеся должны не только приобретать новые знания, но и владеть определенными компетенциями: личностного самосовершенствования, коммуникативной, учебно-познавательной. В связи с этим учащимся был предложен тест, для самооценки качества приобретенных знаний, что способствовало формированию навыка работы с заданиями в форме ГИА.

 

Используемые информационные технологии, методы активного обучения, коллективно распределенная деятельность- это условия для продуктивной деятельности каждого ребенка.

Процесс достижения цели и задач урока организуется через совместную деятельность.

 

 Домашнее задание дано творческого характера, оно  пробуждает  у  учащихся

« исследовательский инстинкт», развивает учебную самостоятельность и критическое мышление, помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, пробуждает интерес к изучению физики, дает возможность закрепить изученный материал.

Рефлексия содержала три вопроса: - Были ли трудности, и какие?

- Что помогло в достижении цели?

 - Что нового вы приобрели на уроке?

 

На уроке присутствовала благоприятная психоэмоциональная атмосфера. С моей стороны осуществлялась дозированная помощь уч-ся, что способствовало созданию ситуации успеха.

Считаю, что поставленные задачи урока решить удалось.

 

Самоанализ урока по физике.

Данный урок находится в разделе: «Изменение агрегатных состояний вещества» и по календарно-тематическому планированию предусмотрен, как изучение нового материала, он связан с предыдущими уроками и опирается на изученный ранее материал. Знания , полученные на данном уроке, необходимы учащимся при проведении лабораторной работы, при решении задач в этом разделе и при последующем изучении курса физики 10 класса.

Тема: «Испарение и конденсация».

   Цель урока:

  – создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через включение в  учебно-познавательную деятельность различных медиаматериалов.

Задачи:

       Образовательные – выяснить особенности физических процессов при фазовых переходах вещества, расширять образовательное пространство учащихся медиа средствами.

       Развивающие - развивать познавательный интерес уч-ся, через межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы; развивать навыки критического мышления, продуктивной деятельности.

       Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития уч-ся, через коммуникативные  умения; развивать личностные качества.

                        Приоритетной целью  данного урока является развитие способностей отбирать нужную информацию с помощью различных медиа средств: эксперимент, Интернет, видео, художественные произведения, статья. Умение критически воспринимать авторскую точку зрения.

                     Медиа материал, подобранный к уроку, содержал достоверную информацию, был ориентирован на конкретный класс с учетом возрастных особенностей, не противоречил идеологическим и ценностным критериям.

На   уроке использовались основные понятия медиаобразование:    эпизод, кадр, видеоролик, медиатекст,  статья, фантастика.

                       К медиа составляющим  урока относится: эксперимент учащихся и учителя,  работа с отрывками  художественных текстов ( пофрагментное чтение и анализ физического процесса), работа с иллюстративным материалом, анализ видеофрагментов,  аудиовизуальный ряд.

               Данный урок имеет ряд преимуществ, за счет включения специальных медиа средств (художественного текста, видеофрагментов, иллюстраций, работа со словарем)

        Повышение эффективности образовательного процесса, развитие познавательной активности учащихся и расширение их образовательного пространства идет за счет одновременного изложения учителем материала урока и показа эксперимента, видео фрагментов и иллюстраций.

               Повышение мотивации к учению проходит за счет использования мультимедийных эффектов.

        Все это способствует развитию наглядно- образного и критического мышления учащихся.

        Формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выстраивание логических связей) способствуя тем самым формировать информационную культуру.

 

     На уроке использовались следующие формы работы:

1. Индивидуальная

* при  подготовке к уроку, подбор и изучение материала, касающегося агрегатных состояний вещества;

* при работе со словарём;

* при подготовке эксперимента.

 

2. Фронтальная

* просмотр видео фрагментов,

* при формировании выводов, умозаключений, обобщений.

3. Коллективная деятельность.

* обсуждение статьи сайта

4. Парная.

* проведение эксперимента

5. Групповая.

  *проведение  эксперимента                   

       Методы, используемые на уроке:

словесные
наглядные
практические
проблемный
частично-поисковые
опытно-экспериментальные

 

                  Урок физики  прошёл в деятельностном типе.

 Проведение урока в деятельностном типе обучения развивает: волю, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя творческие задания, умения сравнивать факты, умения анализировать, познавательные интересы.

            Эмоциональный настрой и психологическая атмосфера на уроке комфортная. Был использован материал для решения педагогических  задач. Этот материал не перестраивался, т. к. был выстроен в логической последовательности.  

На уроке школьники работали с различными медиатекстами. Ученики читают, анализируют, получают информацию, сравнивают, спорят, высказывают собственное мнение, опираясь на жизненный и физический опыт.  

              Из запланированного всё удалось сделать. От этого урока я получила удовлетворение. Он способствовал развитию учащихся и моему собственному. Использовала при планировании основные критерии современного урока:

целеполагание,  планирование и мотивация познавательной деятельности;
большая часть урока была проведена самостоятельно каждым ребёнком, что является основой деятельностного подхода в обучении;
на уроке была атмосфера сотрудничества, развивались субъект – субъектные отношения;
была внедрена программа « Здоровье» по разделам  « Самопознание»,  « Я и другие»  
Домашнее задание дано творческого характера, оно  пробуждает  у  учащихся

« исследовательский инстинкт», развивает учебную самостоятельность и критическое мышление, помогает осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний, пробуждает интерес к изучению физики, дает возможность закрепить изученный материал.

 

           Расширение образовательного пространства детей шло через индивидуальную и дифференцированную деятельность, добывание знаний учащимися в ходе практической деятельности.

Для проведения урока были созданы основные гигиенические условия:

проветривание класса перед уроком;
световое освещение;
влажная уборка.


Просмотров: 1068 | Загрузок: 210
Автор: Булгакова О.М.
Теги: испарение, конденсация
Предмет: Физика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar