Конспект и презентация к уроку физики "Свет и цвет"

Цели урока:

используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра,
рассмотреть причинно – следственные связи между светом и цветом;
развивать умения работать с учебником, научно – популярной литературой
продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать,
применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.

Оборудование: ФОС, экран, призма, собирающая линза, светофильтры, цветные ленты, компьютер  телевизор.

Оформление  доски: рисунок 1, портрет И.Ньютона на дверях кабинета надпись

 

                      В городе замечены «уши солнца».

 

                                           Ход  урока:

 

I. Проверка  домашнего задания.

 

        Сегодня  в течение дня предлагаю оценить творческое задание –  составить рассказ, сказку о преломлении света, придумать 2 – 3 вопроса по теме, сделать рисунок.  Работы выставлены для ознакомления. Благодарю всех  участников. Я хочу познакомить вас с одной работой. Ученик читает  свою сказку (на стене на ватмане иллюстрация)

 

   В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван Дурак. Однажды пошел он на рыбалку. Вода была  в реке чистая пречистая. Дно видно, как на ладони. Недалеко от берега  лежал  большущий сом и шевелил огромными усищами. «Вот подвезло! Рыбы надолго хватит» - подумал Иван. Достал он свой трезубец, прицелился и ...мимо! А сом только усом повел и сказал: « Прост как белый свет». Не зря Ивана Дураком называли. В школу он не ходил, физику не учил, а о преломлении слыхом не слыхивал.

 

II. Учитель: хороша сказка, да есть в ней одна серьезная физическая ошибка. Что бы найти ее, нам необходимо изучить еще одну тему. Отгадаем ее название.

 

                        Ежедневно по утрам

                        Он в окошко входит к нам.

                        Если он уже вошел

                        Значит, новый день пришел. (Свет)

 

Замените в слове  свет одну букву, и получится  окраска (цвет).

 

Итак, тема урока: «Свет и цвет в природе».

 

 III. Мотивация изучения нового материала.

 

   Великий древнегреческий мыслитель Аристотель утверждал, что цвет определяется разным количеством темноты, примешиваемой к белому свету. При наибольшем добавлении темноты

 

получается фиолетовый, а при наименьшем – красный цвет. Авторитет Аристотеля был непоколебим и все же…

  IV. Изучение нового материала.

 

В 1666г. Исаак Ньютон заинтересовался этой темой и поставил перед собой задачу – изложить и доказать рассуждения опытами.

Рассмотрим некоторые из них.

 

Опыт 1. Получение сплошного спектра на экране.

-Что наблюдаете?

- Выдвинете гипотезу, объясняющую опыт.

- Как можно ее проверить?

Опыт 2 Освещаем призму красным цветом.

-Что наблюдаете?

-Объясните опыт.

Опыт 3. Пропустить спектр через собирающую линзу.

-Что наблюдаете?

Сделаем вывод: белый свет – сложный, он состоит из семи цветов  КОЖЗГСФ.

        

Рассмотрите рисунок – схему опыта, ответьте на вспомогательные вопросы.

В каком порядке располагаются цветные лучи?
Как легко запомнить расположение цветов?
Какие лучи отклоняются больше, а какие меньше?
Чем объясняется отклонение лучей от первоначального направления?
У каких лучей п больше, меньше?
Проверьте себя по таблице стр.214
Почему в таблице приведено несколько значений п для лучей одного цвета?

  Вывод: для каждой составляющей белого света показатель преломления имеет свое значение, которое зависит от рода вещества.

Петрова Татьяна Михайловна

  учитель физики  сош №39  г. Мурманск                                                                          

 

   Сложностью белого света объясняется красочность окружающего мира, цвет тел.

Учитель показывает цветную ленту (например, зеленую)  и просит назвать ее цвет.

- А почему именно зеленая?

 

Опыт  4. Повторяем опыт 1 , но к экрану на спектр прикладываем зеленую ленту.

-В какой части спектра наблюдается истинный цвет ленты?

- Какое явление позволяет видеть предмет?

То есть, в этой части спектра лента отражает зеленые лучи, а все остальные поглощает.

 

Вывод: цвет тел объясняется возможностью тел отражать одни составляющие белого света, а другие поглощать.

Для закрепления объясняем цвет других лент, включая белый и черный.

Некоторое замешательство вызывает розовая лента. Обязательно в классе найдется ученик, который сообразит, что цвета могут смешиваться.

- Прав ли был Аристотель?

 

V. Применение.

 

Часто на практике для усиления эффектов требуется изменить цвет. Для этого используют цветные стекла – светофильтры. Посмотрите вокруг через светофильтр. Просим 2 учеников рассказать

- Какого цвета светофильтр?

- Что наблюдал?

Вопрос классу

- Каким свойством обладает светофильтр?

-Отгадайте загадку

 

     Зорко смотрит постовой за широкой мостовой.

     Как моргнет он красным глазом – остановятся все сразу. (Светофор)

 

-Как образуется красный сигнал светофора?

Использование светофильтров расширило возможности театральной сцены: если осветить фигуру в красном осветить через светофильтр – она исчезнет. Можно изменить, таким образом, цвет кожи, одежды и т.д. Подробнее о применении светофильтров я прошу желающих подготовить небольшие сообщения.

 

Вывод: Что мы узнали на уроке про свет и цвет? На доске прикрепляют опорные понятия

       

         сложный

          КОЖЗГСФ

         пкр>пф

        способность тел ↑  и  ↓

        могут смешиваться      

 

VI. Блиц опрос.

 Заполните пропуски или выберите правильный ответ.

 

  1 вариант

 2 вариант

1

Какой цвет в спектре следует за зеленым?

Какой цвет в спектре следует за синим?

2

Какие лучи красные или зеленые преломляются больше?

Какие лучи желтые или голубые преломляются меньше?

3

Белый свет - ...(простой, сложный)

Красный свет -…(простой, сложный)

4

Мак красный, т.к. отражает…составляющие белого света, а остальные …

Василек синий, т.к. отражает…составляющие

белого света, а остальные

5

На белом листе надписи

    Хорошо                               отлично

Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись хорошо?

 

На белом листе надписи

    Хорошо                                        отлично

Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись отлично?

 

Быстрая взаимопроверка.

 

VII. Применение знаний в новой ситуации.

 

Сложностью белого света объясняются  красивейшие оптические явления в атмосфере радуга, гало, перламутровые облака. Эти явления можно наблюдать у нас в Мурманске.

По рядам. Прочесть текст, используя план, составить краткий рассказ(приложение1)

(приложение2), (приложение3).

Категория (явление, прибор, физическая величина, закон)
Причина (отражение, преломление) в (каплях дождя, кристаллах льда)
Форма (дуга, круг, крест, столб, пятно)
Окраска
Расположение светила (перед наблюдателем, за спиной наблюдателя, заходит, восходит)

-Назовите общие черты этих явлений. Беседа сопровождается презентацией (презентация)

 

VIII. Итог урока:

При объяснении сложности света мы использовали методы научного познания

наблюдение,  опыт, практика

Совершенствовали умения:

выдвигать гипотезу, работать с учебником, научно – популярной литературой,  сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.

 

  IX. Какая же физическая ошибка допущена в сказке Данила?

 

  X. Домашнее задание:    1. §34

                                    2. Какого цвета зеленка?

                                    3. Творческое задание (по желанию) Роль сочетания цветов в    

                                         одежде, дизайне, настроении человека.

                                           Спасибо за урок!

 

Петрова Татьяна Михайловна

  учитель физики  сош №39  г. Мурманск                                                                          

 

             Литература.

1.Светина И. В городе замечены «уши солнца». Газета «Вечерний Мурманск» 23.02.2002 

2. Гуревич А.Е. Физика 8. «Дрофа» 2004

3. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7. Москва «Просвещение» 1980

4. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/01/30/srochno/336175/  В Мурманске наблюдали редчайшие     

     Перламутровые облака.

                      Фотографии для презентации.

1. Банников В. Радуга

2.. Петрова Т.М. Луна. Перламутровые облака.

3. ТВ 21. Радуга над промзоной.


Просмотров: 1023 | Загрузок: 197
Автор: Петрова Т.М.
Теги: Свет
Предмет: Физика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar