Презентация к уроку русского языка "Причастный оборот"

Цель:

Закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении;

Формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот;

Задачи:

Повторить сведения об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову;

Закрепить умение графического обозначения причастного оборота в предложении;

Формировать практическое умение устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота

ХОД УРОКА

Организационный момент

Постановка цели урока.

Опрос учащихся

Цель этапа: вспомнить ранее изученный материал по причастию.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о причастии. А поможет нам произведении А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Давайте вспомним, что же это за часть речи причастие?

Учащиеся отвечают на вопрос, затем смотрят слайд №2 и проверяют правильность своих высказываний.

Учитель: Как любая часть речи, причастие имеет свои задачи. Рассмотрим их на слайд №3

Запишите данные словосочетания с причастиями, выделите окончания причастий, укажите главное и зависимое слова. слайд №4

– Что называется главным словом?
– Что называется зависимым словом?

Объяснение нового материала

Цель этапа: на основе ранее изученного материала рассмотреть новое.

Запись в тетрадях:

Главное слово – определяемое слово, у которого есть определение (от него задается вопрос)
Зависимое слово – слово, которое зависит от другого (главного) (к нему задается вопрос).

– Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетании?

Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова.

Учитель: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. (слайд 5)

Выпишите словосочетания в два столбика: (Слайд 6).
1 – причастие + зависимое слово, 2 – главное слово (определяемое) + причастие

Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Таким образом, в каком столбике у вас записаны причастные обороты? (Во первом)
Учитель: В словосочетании, где причастный оборот выступает в роли главного слова, может быть не одно, а два и более зависимых слов, причем эти слова могут быть различными частями речи. (Слайд 7,8)

А сколько вопросов можно задать от определяемого слова к причастному обороту?

Учащиеся: От определяемого слова можно задать только один вопрос

Учитель: Правильно (слайд №9,10)

А теперь давайте пофантазируем и к причастным оборотам подберем определяемые слова (слайд 11).

Получившиеся причастные обороты записываются в тетрадь.

Учитель:Прочитаем правило Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми (слайд №12)

Подсказка: чтобы было легче расставить знаки препинания, можно «послушать» причастный оборот (слайд №13)

Слайд № 14. Учащиеся читают предложения вслух, обращают внимание на повышения тона и паузы и делают вывод о том, как выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова в устной речи и на письме.

Также делается вывод о том, что употребление причастного оборота после определяемого слова усиливает его смысловое значение. (слайд №15)

Причастный оборот, как смысловой отрезок, является одним членом предложения. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением). (Слайд 16).

Упражнения на закрепление

Цель этапа: отработать на практике изученный материал

Рассмотрим на примерах, как выделяются интонационно и на письме причастные обороты.(слайд 17)

V.Итоги урока. Рефлексия

Цель этапа: Подвести итоги урока, ответить на вопрос: «Достигнута ли цель урока?»

Ученики:

Осмыслили, что такое причастный оборот, как употребляются предложения с причастным оборотом в речи
Усвоили: как графически обозначать причастный оборот;
Научились: находить причастный оборот, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

VI. Домашнее задание:

Цель этапа: закрепление и применение на практике полученных на уроке знаний

 написать сочинение-миниатюру «В Волшебной стране», используя причастные обороты, обозначить их графически.

– Молодцы! Хорошо все поработали сегодня, но хочу отметить …


Просмотров: 229 | Загрузок: 73
Автор: Ракитина Т.И.
Теги: оборот
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar