Контрольные и тестовые работы по русскому языку

Содержание

 

Предисловие……………………………………………………………..   стр.3

 

Раздел 1.  6 класс.

Методические рекомендации к контрольным и тестовым работам

для 6 класса ……………………………………………………………     стр.4

Тестовая работа №1  по теме «Повторение изученного в 5 классе»….   стр.5  

*Тестовая работа №2  по теме «Фонетика»

       1 вариант………………………………………………………………  стр.6

       2 вариант………………………………………………………………  стр.9

Тестовая работа №3  по теме «Имя существительное»

       1 вариант……………………………………………………………..    стр.11

       2 вариант……………………………………………………………..    стр.15

Тестовая работа №4  по теме « Имя прилагательное»

       1 вариант……………………………………………………………..   стр.18

       2 вариант……………………………………………………………..   стр.22

Тестовая работа №5  по теме «Местоимение»…………………………   стр.25 

*Контрольная работа №1 по теме «Фонетика и орфография»………..   стр.29

*Контрольная работа №2  теме «Лексика и фразеология»……………   стр.30

Контрольная работа №3 по теме « Имя числительное».………………   стр.31

Контрольная работа №4 по теме «Глагол» …………………………….   стр.32                                                                    

 

Раздел 2. 7 класс.

Методические рекомендации к контрольным и тестовым работам

для 7 класса ……………………………………………………………..   стр.33

Тестовая работа №1 по теме «Причастие»

      1 вариант………………………………………………………………  стр.34

      2 вариант………………………………………………………………  стр.37  

Тестовая работа №2  по теме « Наречие»

      1 вариант………………………………………………………………  стр.41  

      2 вариант………………………………………………………………  стр.44

Тестовая работа №3  по теме «Повторение изученного в 7 классе»….  стр.48  

Контрольная работа №1 по теме «Деепричастие» …………………….   стр.52

*Контрольная работа №2 по теме «Предлог»………………………….   стр.53

Контрольная работа №3  по теме «Частица»……………………………  стр.54

Ключи к тестам……………………………………………………………  стр.55  

Литература………………………………………………………………..   стр.56

 

            Предисловие

        В Программе по русскому языку для 5 – 7 классов общеобразовательной школы  с русским языком обучения  издательства  «РОНД»   за 2003 год сказано, что «эффективность обучения во многом зависит от форм проверки знаний и контроля уровня владения языком, поэтому изучение новых разделов должно завершаться тестированием, контрольной работой или диктантами».

       Специально разработанных таких работ нет или очень мало. В настоящем пособии предлагаются контрольные и тестовые работы для учащихся 6 – 7 классов.   В Программе по русскому языку для 5-7 классов общеобразовательных школ сказано, что целесообразно провести   в 6 классе   4 тестовых и 4 контрольных,  в 7 классе – 3 тестовых и 3 контрольных. В данном сборнике  количество  соответствует этим нормам.

      Цель пособия – помочь учителю в закреплении орфографических и пунктуационных навыков и подготовке к ПГК и единому национальному тестированию. Материалы сборника учитель может использовать при  контроле знаний по следующим темам: в 6 классе -  «Повторение изученного в 5 классе»,  «Фонетика »,  «Лексика и фразеология»,  «Имя существительное», « Имя прилагательное»,  «Местоимение»,  « Имя числительное»,  «Глагол», в 7 классе – «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Частица».

       Пособие состоит из двух разделов: 6 класс и 7 класс. Перед каждым разделом даны методические рекомендации к контрольным и тестовым работам. 

       Содержание заданий всех работ строго соответствует Государственному стандарту – 2002.

       Предлагаемые тестовые  и контрольные работы  помогут учителю откорректировать знания и умения учащихся по следующим орфограммам: правописание  гласных в корне слова, в суффиксах  и окончаниях после шипящих и ц, правописание приставок, суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий и наречий, слитное и раздельное написание сложных имен существительных и прилагательных,  склонение и правописание  числительных  и местоимений, предлогов и частиц.  Контрольные работы включают в себя задания орфографического и пунктуационного характера.

        Представленные  работы имеют два уровня сложности: повышенный и  средний, что позволяет учителю осуществить дифференцированный подход  к учащимся разного уровня подготовки.  Задания повышенной сложности отмечены  звездочкой (знаком  *): контрольная работа №1 по теме «Фонетика и орфография», тестовая работа №2 по теме «Фонетика», контрольная работа №2 по теме «Лексика и фразеология» для 6 класса, контрольная работа №2 по теме «Предлог» для 7 класса. В конце пособия помещены ключи к тестовым заданиям, что облегчит работу учителя при проверке.

 

Раздел 1

Методические рекомендации к контрольным и тестовым работам 

для  6 класса

      В этом разделе предлагаются четыре тестовые  работы:  «Повторение изученного в 5классе»,   «Фонетика», «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Все они построены по принципу «один правильный вариант из четырех предложенных» и представлены в двух вариантах  (кроме первой).

     Тестовая работа №1 «Повторение изученного в 5классе» состоит из 12 вопросов по  фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису в рамках программного материала  для  5 класса. Эту работу учитель может использовать  при контроле знаний в начале года, после цикла уроков, посвященных повторению изученного в 5 классе. Результаты тестирования помогут учителю определить пробелы в знаниях учащихся и устранить их в процессе изучения последующих тем.

    Тестовая работа №2 содержит  20 вопросов по теме «Фонетика», которые  ориентированы на учебник Кондубаевой М.Р., хотя сейчас в школах  работают по учебнику Сабитовой З.Г..  Это вопросы по ассимиляции и диссимиляции согласных, редукции гласных,  о делении звуков на язычные и губные, носовые, смычные, щелевые и дрожащие звуки;  они включены в программный материал по русскому языку для 6 класса. Предложенная работа №2  относится к уровню повышенной сложности, её можно предложить сильным  учащимся.   

    Тестовая работа №3, состоящая из 30 вопросов, предусматривает проверку знаний  по теме «Имя существительное»: морфологические признаки, формы числа и падежа, правописание падежных окончаний, приставок и суффиксов, слитное, полуслитное и раздельное написание существительных, употребление сложных собственных наименований. Целесообразно перед тестированием провести урок-повторение изученного об имени существительным, тогда у учащихся будет возможность более качественно подготовиться к этому контролю знаний.

     Тестовые  работы №3 и №4 содержат по 30 вопросов. Тест по теме «Имя прилагательное» позволит проконтролировать уровень усвоенности таких вопросов, как  разряды, формы рода, числа и падежа, степени сравнения и образование имен прилагательных.

     Тест №4 учитель может использовать при контроле знаний по теме «Местоимение».

      Тестовые работы, состоящие из 30 вопросов, рассчитаны на 45 минут. Работа под №1 рассчитана на  20 минут,  под №2 – на 30 минут.

Предлагаются следующие критерии оценок:  «пять» - 100% -90%,   «четыре» - 89%-79%,  «три» - 78%- 51%,   «два» - 50% и менее.

      Контрольные работы для 6 класса представлены в двух вариантах и содержат вопросы по темам: «Фонетика и орфография», «Лексика и фразеология», «Имя числительное» и «Глагол». 

     Не секрет, что  фонетический разбор слова, правописание чередующихся гласных в корнях слов, склонение числительных, определение их синтаксической роли, а также  спряжение глаголов очень часто являются для учащихся  трудными темами. Поэтому перед такого рода контролем знаний учащихся следует потренировать, предложив им несколько заданий, схожих  с теми, которые встречаются в контрольных работах.

     Таким образом,  предложенные в этом разделе контрольные и тестовые работы охватывают почти весь программный материал по русскому языку для 6 класса и помогут учителю быстро оценить и проконтролировать знания учащихся за курс 6 класса, а также выявить пробелы.

   

6 класс. Тестовая работа №1 по теме «Повторение изученного в 5классе»

 

1. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:

a) боюсь                                                          

b) сиять                

c) вернешься                                                 

d) польет

2. Укажите глухие согласные:

a) ж                      

b) с                          

c) ш                         

d) т

З. Найдите слово с ударением на втором слоге:

a) алфавит                                                      

b) документ   

c) красивее                                                    

d) средство

4. Какая из указанных морфем образует форму слова:

a) корень                                                        

b) приставка       

c) суффикс                                                      

d) окончание

5. Укажите суффикс прошедшего времени:

a) -ат-                   

b) -и-                      

c) -л-                       

d) -ал-

6. Найдите слово, строение которого соответствует схеме корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс:

a) вскипятила                                               

b) встретился      

c) встряхнула                                               

d) встрепенулся

7. Слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением:

a) блеснуть                                                   

b) растительность

c) роскошный                                               

d) замереть

8. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков:

a) прочитать – глагол  нес. вида 

b) дышать — глагол 1 спряжения

c) жгуч — глагол прош. вр., м.р.

d) построила — глагол прош. вр., ж.р.

9. Укажите окончания глагола 2 спряжения:

a) -ут                    

b) -ишь                  

c) -ет                     

d)-ем

10. На конце этого слова не пишется мягкий знак:

a) сжеч...                                                      

b) дич...               

c) пахуч...                                                    

d) строиш...

11 .Укажите  простое предложение:

a) Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.

b) Потянул ветерок и туча заволокла горизонт.

c) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.

d) Прилетели птицы и наполнили лес пением.

12. Укажите  сложное предложение:

a) Вот показалось солнце и залило всю окрестность светом. 

b) Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность.

c) Ветер засвистел и поднялась страшная буря.

d) Кое-де на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.

 

6 класс. *Тестовая работа №2   по теме «Фонетика»

 

1 вариант

1. Что изучает артикуляционный аспект:

a) строение и работу органов речи           

b) силу, звучность звука

c) функции звука в составе слова              

d) нет правильного ответа

2. Что изучает лингвистический аспект:

a) строение и работу органов речи             

b) силу, звучность звука

c) функции звука в составе слова              

d) нет правильного ответа

3. Что изучает акустический аспект:

a) строение и работу органов речи             

b) силу, звучность звука

c) функции звука в составе слова              

d) нет правильного ответа

4. Определите лабиализованные звуки:

a) а,ы                       

b) о,у                        

c) и,э                       

d) а,о

5. Найдите ряд согласных язычных звуков:

a)  д, з, л, н, р, щ     

b)  п, ж, ч, щ, з, д   

c) п, л, ч, щ, д, т     

d) в, ф, д, з, л, н

6. Определите ряд щелевых звуков:

a) р, в, с, з, б      

b) б, г,  д,  в, р         

c) з,  с, ф, г, д          

d)  в, з, с, ф, х

7. В этом слове самый сильный, самый звучный согласный звук:

a) магия               

b) гости                  

c) шок                     

d) певец

8. В каком слове происходит ассимиляция по глухости:

a) везде                

b) сбить                  

c) вокзал                 

d) ложка

9. В этом слове происходит ассимиляция по звонкости:

a) сбить                

b) легче                  

c) травка               

d) берег

10. В каком слове происходит ассимиляция по мягкости:

a) венчик               

b) бабка                 

c) сделать             

d) трава

11. В каком слове происходит диссимиляция:

a) легкий               

b) берег                  

c) отжать             

d) юбка

12. Слово, в котором происходит качественная редукция:

a) дубы                 

b) сыны                 

c) пеку                     

d) тишина

13. Укажите слово, в котором происходит количественная редукция:

a) побелели           

b) теленок            

c) добежит            

d) стыда

14. Где происходит отступление от слогового принципа русской графики:

a) жир                 

b) молоко                

c) лес                     

d) дружок

15. Какой слог является неприкрытым и открытым:

a) а                        

b) ан                       

c) на                       

d) знак

16. Какой слог является неприкрытым и закрытым:

a) о                        

b) но                        

c) он                       

d) звон

17. Какой слог является прикрытым и открытым:

a) а                         

b) ла                       

c) злак                   

d) ал

18. Какой слог является прикрытым и закрытым:

a) у                         

b) та                       

c) ит                     

d) кит

19. Слово, в котором ударение падает на второй слог:

a) красивее            

b) прибыл               

c) позвонит          

d) весточка

20. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог:

a) красивее           

b) позвонит           

c) удобнее              

d) премировать

 

 

6 класс.   *Тестовая работа №2  по теме Фонетика»

 

2 вариант

1. Определите  ряд губных звуков:

a) б, м, п, в, ф            

b) б, м, д, з, л          

c) ж, ш, ц, м, б          

d) б, м, п, й, ф

2. Найдите носовые согласные звуки:

a) м, н                        

b) м, л                         

c) р, м                          

d) н, к

3. Найдите ротовые звуки:

a) р, н                        

b) м, л                         

c) р, м                          

d) р, л

4. Укажите ряд смычных согласных звуков:

a) р, в, с, б, г            

b) в, с, х, л, к             

c) б, р, щ, й, ш            

d) б, г, д, л, к

5. Отметьте правильный ряд щелевых звуков:

a) б, в, г, с, ф           

b) б, ф, ж, х, щ          

c) й, щ, з, с, в              

d) ж, р, б, з, д

6. Выберите слова, в которых есть сонорные звуки:

a) мыло, рот, зной                                      

b) шахта, гость, замок   

c) волки, век, диво                                       

d) город, соль, бак

7. Определите, в каком варианте звуки находятся в сильной позиции:

a) леса, ложка        

b) жук, масло            

c) дом, леса                  

d) сок, лук

8. В этом слове происходит ассимиляция по глухости:

a) гвозди                 

b) сказка                    

c) спешка                     

d) кости

9. В каком слове происходит ассимиляция по звонкости:

a) летний               

b) ездить                   

c) кружка                     

d) сгубить

10. В этом слове происходит ассимиляция по мягкости:

a) мягче                 

b) степь                     

c) к дому                       

d) робкий

11. В каком слове происходит диссимиляция:

a) летний               

b) дерзкий                  

c) легче                        

d) лодка

12. Слово, в котором  происходит качественная редукция:

a) года                  

b) сыны                       

c) сыры                         

d) дубы

13. Укажите слово, в котором  происходит количественная редукция:

a) догони               

b) жалей                   

c) добежит                    

d) поцелуй

14. В каком слове происходит отступление от слогового принципа русской графики:

a) мышь                

b) пляска                     

c) лик                           

d) мэр

15. Слово, в котором ударение падает на первый слог:

a) партер              

b) звонит                   

c) прибыл                      

d) добыча

16. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог:

a) позвонит                                               

b) языковое (чутьё)        

c) удобнее                                                  

d) премировать

17. Какой из слогов является неприкрытым и открытым:

a) а                         

b) за                                 

c) аз                        

d) зал

18. Какой из слогов является  неприкрытым и закрытым:

 a) о                       

b) он                               

c) но                         

d) конь

19. Какой из слогов является  прикрытым и открытым:

a) о                        

b) кон                               

c) он                        

d) но

20. Какой из слогов является  прикрытым и закрытым:

a) а                        

b) на                                  

c) ан                        

d) знак

 

 6 класс.     Тестовая работа №3 по теме «Имя существительное»

 

1 вариант

1. Это существительное является разносклоняемым:

a) история               

b) станция             

c) племя                 

d) тополь

2. Найдите существительное с суффиксом -щик-:

a) подбор...ик           

b) груз...ик              

c) рез...ик             

d) рассказ...ик

3. Укажите существительное мужского рода:

a) мозоль                  

b) тюль                  

c) обозрение          

d) такси

4. Найдите существительное общего рода:

a) помощница         

b) сирота               

c)  учитель            

d) метро

5. Укажите несклоняемое существительное:

a) жюри                   

b) сани                    

c) облако               

d) имя

6. Укажите существительное с буквой И в окончании:

a)  на ветв...           

b) в саж...                

c) о случа...            

d) в оранжере...

7. Укажите слово с буквой Е в корне:

a) ш...колад             

b) ж...нглёр            

c) прич...ска            

d) ш...рох

8. Укажите существительное, которое с НЕ может употребляться и слитно, и раздельно:

a) ненависть                                             

b) неточность     

c) незнакомец                                           

d) неожиданность

9. Найдите слово с суффиксом -ЕК-:

a) цветоч...к                                              

b) шалаш...к           

c) калач...к                                               

d) ларч...к

10. Укажите слово с буквой О в суффиксе после шипящей:

a) свёрточ...к                                           

b) горош...к             

c) бумаж...нка                                         

d) хлебуш...к

11. Укажите имя существительное по следующим морфологическим признакам: ср. р., 2-е скл., предл. п., ед. ч.:

a) кофе                     

b) у окна                 

c) пальто                

d) в молоке

12. Выберите правильный ответ:

a) много ботинок, чулков, макаронов, помидоров 

b) много ботинок, чулок, макаронов, помидоров

c) много ботинок, чулок, макарон, помидор

d) много ботинок, чулков, макарон, помидор

13. Найдите слово, которое образовалось при помощи способа сложения части основы с целым словом:

a) драмкружок         

b) ГЭС                   

c) РК                     

d) завхоз

14. Найдите слово, образованное при помощи способа приставочно-суффиксального:

a) банщик                                              

b) подпол               

c) учитель                                              

d) бессонница

15. Укажите слово с соединительной гласной Е:

a) вод...провод                       

b) каш...вар           

c) сен...кос                             

d) звер...бой

16. Укажите слово с соединительной гласной О:

a) солнц...пёк            

b) пеш...ход            

c) пчел...вод           

d) мыш...лов

17. Какое слово пишется через дефис:

a) аэро(сани)                

b) северо(запад)          

c) авто(дорога)           

d)зоо(техник)

18. В каком варианте после корня пол- ставится дефис:

a) пол(день)                                                      

b) пол(века)            

c) пол(Караганды)                                           

d) пол(тетради)

19. В каком слове ставится дефис:

a) пол(огурца)                                                  

b) пол(мандарина)           

c) пол(стола)                                                   

d) пол(ночи)

20. В каком слове ставится дефис:

a) пол(дня)                                                        

b) пол(листа)            

c) пол(вагона)                                                 

d) пол(часа)

21. Укажите слово с пропущенной Е:

a) доч...нька             

b) руч...нка               

c) жуч...к                

d) шаж...к

22. Укажите слово с пропущенной буквой О:

a) ореш...к             

b) пучоч...к                  

c) мешоч...к           

d) мальч...нка

23. Какую букву нужно вставить? Укажите вариант, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                                a)            b)              c)             d)

о басн...                                                 е              е                 и              е

 

об отношени...                                     е               и                  и              и

 

к насып...                                              и              е                  и              и

 

по улиц...                                              е              ы                 и              е

24. Укажите существительное 1 склонения:

a) имя                       

b) ночь                     

c) земля                 

d) счастье

25. Какое существительное в Им. падеже множ. числа имеет окончание - а:

a) инженер              

b) офицер                

c) профессор          

d) шофёр

26. В каком случае слово заключается в кавычки:

a) город Орёл                                            

b) теплоход Орёл            

c) птица орёл                                            

d) горный козёл

27. Какое из существительных имеет только форму множественного числа:

a) вьюги                  

b) метели                        

c) оттепели              

d) сутки

28. Укажите существительное 3 склонения:

a) картофель           

b) прорубь                     

c) тюль                    

d) озеро

29. Какое из существительных имеет только форму единственного числа:

a) восстание                              

b) тьма                          

c) растение                              

d) шорох

30. Найдите разносклоняемое существительное:

a) метро                                  

b) кино                     

c) знамя                                     

d) небо


Просмотров: 552 | Загрузок: 127
Автор: Садвакасова Д.А.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar