Конспект и презентация урока русского языка в 7 классе по теме "Различение частицы и приставки НЕ"

Цель:      обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи

Задачи:   формирование умения систематизировать изученные правила; развитие устной речи учащихся; обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

 

Ход урока.

Организационный момент.

«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим»,- говорил Сократ

 Давайте сегодня убедимся в том, что мы хотим быть много знающими, т.к. мы все любознательны.

2. Актуализация знаний.

А) Полётное повторение:     (Слайд 3)

- На какие группы можно разделить части речи?

- Какие части речи относятся к служебным?

- Какие функции выполняют частицы?

- На какие разряды делятся частицы?

- Расскажите о правописании смысловых частиц. Что мы должны помнить?

 

Б)  Словарная диктовка.

Никто ни о чём не подозревал,

не хочу вас ничем огорчать,

ни с чем не сравнимое впечатление,

никому не интересное сообщение,

не говоря ни слова,

нисколько не смешной,

не прекращающийся ни на минуту дождь.

Взаимопроверка. Поставьте на полях + (если, по вашему мнению, словосочетание написано правильно)или – (если есть ошибка)
Коллективная проверка с объяснением правописания.  (Слайд 4)

- Словарная диктовка напрямую связана с нашей  темой урока.                                                                             Кто поможет мне сформулировать тему? Что мы должны сделать на уроке?

 

Запись в тетрадях темы урока.  (Слайд 5)

- Сложная ли это тема?  Так ли необходимо обобщение? Определение цели урока.

 

В)  «Корзина идей». Работа в парах.

- Запишите схематично на листках всё, что вы знаете о правописании НЕ с различными частями речи.

Прослушивание и редактирование ответов.

 

Фаза осмысления.

- Обладаете ли вы достаточной информацией для работы с новой темой?

 

А) Давайте попробуем обобщить всё изученное по данной теме, систематизируем знания и составим «карту ума» (ментальную карту), где вспомним все случаи раздельного написания НЕ с различными частями речи.  (Слайд 6-9)

Работа в парах.

Промежуточная рефлексияпо теоретической части урока

- Итак, мы повторили теоретические сведения, связанные с нашей темой?

- Можем ли мы теперь приступить к практической части?

 

Б) Диктант «Проверь себя!»

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, властно манит далью еще почти непроторенных дорог. Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвященoюной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам все недостает...

Самопроверка.  Самооценивание. (Слайд 10)

- К какому выводу вы пришли после написания диктанта?

- Отметьте в «карте ума» ваши «слабые места».

 

Рефлексия

А) Проверка знаний. «Верные и неверные утверждения»

1.  Чтобы правильно написать слово с НЕ, нужно определить часть речи.

2.  Не с глаголами пишется всегда раздельно.

3.  Не с причастиями пишется так же, как и не с прилагательными.

4.  Не с деепричастиями пишется так же, как и не с глаголами.

5.  Не с наречиями пишется раздельно, если наречие не заканчивается на -о, -е

6. На раздельное написание не с прилагательными не влияют слова ЕЩЁ, ВЕСЬМА

7. Не со всеми местоимениями пишется раздельно.

8. В предложении Девочка (не)тактична сказуемое выражено кратким прилагательным, НЕ с ним пишется слитно.         (Слайд 11)

Обсуждение ответов.

 

Б) - Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её? Оцените свою работу на уроке. Закончите фразы: (на листочках)   

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

В) - Итак, сегодня на уроке мы вспомнили одно из самых непростых тем в русском языке – Правописание НЕ с различными частями речи. Но, как известно, отрицательных частиц в русском языке две. На следующем уроке мы с вами узнаем о различении этих частиц на письме. А самые любознательные могут дома уже ознакомиться с материалом учебника по этой теме.

Г) Выставление оценок.

Д) Домашнее задание. Создать миниатюру, в котором бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.


Просмотров: 351 | Загрузок: 73
Автор: Осипенко О.Б.
Теги: Правописание -не
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar