Конспект и презентация к уроку "Знаки препинания при причастном обороте"

Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.

Задачи урока:  образовательные: уметь находить причастный оборот в      предложении;

уточнить роль причастного оборота в предложении;

отработка практического умения применять полученные знания в предложениях с причастным оборотом.

развивающие: развивать виды речевой деятельности  (говорение, слушание, письмо).

воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к  природе, слову.

 

ХОД УРОКА:

 

Орг. момент.  Тема (сформулируем позже).
Мотивация.

 

- Прочитайте эпиграф к уроку: «Много звезд – украшение неба, много знаний – украшение ума».

- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

 

Давайте представим, что морфология – большое небо. А причастие – маленькая его часть. Давайте все вместе зажжем звезды на небесном островке под названием «Причастие». Для этого нам необходимо вспомнить, что мы знаем о причастии.

(Ответы учащихся).

Посмотрите, как много мы знаем о причастии. Наше небо засияло звездами и стало очень красивым. Теперь, используя все знания о причастии, поработаем с текстом.

 

3. Актуализация знаний:

  РАБОТА С ТЕКСТОМ: (Слайд №1).

  Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Дремлют посеребренные инеем деревья. Над лесными тропами кружевными арками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берез. Тяжелыми шапками снега покрыты ветви елей. Нет-нет сорвется такая шапка с высокой вершины, рассыплется серебристой пылью. И долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая ветка.

 

Алгоритм работы с текстом.

  - Прочитайте текст.

  - Озаглавьте, исходя из основной мысли.

  - Определите стиль речи.

  - Найдите  причастия. Докажите, что это причастия.

 

(Морфемный разбор двух причастий – 2 чел.) (Сайд№2)

 - Причастие или причастный оборот? Почему?

 - Найдите определяемое  и зависимое слова.

 - Определите место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

- А теперь давайте поменяем местами причастный оборот с определяемым словом. Запишите предложения. (У доски 2 уч.).

- Прочитаем выразительно, что получилось.(1-й и 2-й вариант).

- Что изменилось в интонации? (Паузы). А в письменной речи - это запятые.

- Давайте расставим запятые.

-От чего зависят знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

 

Сделаем выводы: Таким образом, знаки препинания зависят от положения определяемого слова по отношению к причастному обороту. (Слайд №3).

 

Работа   с учебником (стр.68). (Слайд №4).

- А давайте теперь найдем и прочитаем параграф в учебнике.

- Что говорится о постановке знаков препинания при причастном обороте?

- Обратите внимание, как схематично изображаются предложения с причастными оборотами. Постройте схему.

- А теперь смогли бы вы сформулировать тему урока?

(Слайд №5). Цель нашего урока: познакомиться с условиями постановки знаков препинания при причастном обороте.

- Давайте потренируемся, все ли вам понятно? Посмотрим на интонацию, на знаки препинания.

 

5. Работа над новым материалом.

 

  1.Анализ предложений. (Слайд №6).

На доске:  (В этих предложениях причастный оборот по отношению к определяемому слову занимает разное положение. Запишем в тетрадь.)

 

1.Перед нами были покрытые снегом вершины гор.

2. Перед нами были вершины гор, покрытые снегом.

3. Вершины гор, покрытые снегом, были перед нами.

 

- Прочитайте  предложения с правильной интонацией. Найдите причастие, причастный оборот, расставьте знаки препинания, где необходимо.

(2-е и 3-е предложение выполняют у доски+1 ученик выполняет синтаксический разбор 3-го предложения).

 

Вывод:  Посмотрите, какое важное правило мы с вами узнали. Сформулируйте его. Это ведь новая информация  по теме «Причастие». Поэтому мы имеем право на наше звездное небо поместить еще одну звездочку. (схемы предложений  можно поместить на звездное небо).

 

Закрепление изученного.

Мы не говорили о том, какую роль играет причастный оборот в речи. Почему человек изобрел причастный оборот в речи?

Проведем еще одно исследование, на примере упражнения 631. Прочитаем 1-е предложение. Перестроим его, заменив причастным оборотом.

-Что изменилось?

 

Вывод: Причастные обороты делают предложение более выразительным. Легче звучит. (Слайд №7).

 

    7. Релаксация.

        - Я вижу, что вы хорошо поработали, давайте немножко и отдохнем.

        - Неплохо бы совершить путешествие к морю.

    Отдых у моря полезен. М.Пришвин говорил: « Подходишь к большой воде с такой мелкой душонкой, раздробленной еще больше какой-нибудь ссорой, а взглянул на большую воду - и душа стала большой, и все простил великодушно».

 

 -Давайте и мы послушаем звуки моря, а вы представите себя на берегу.

 

Дифференц.работа.   (Слайд №8).

Итак, а теперь мы проведем творческую работу!

Используя словосочетания, составьте либо предложения  с причастными оборотами, либо текст-миниатюру. Не забывайте о знаках препинания!

Запись на доске.

набегающие на берег                        рассыпающиеся тысячами брызг

разбивающиеся о скалы       вздымающиеся к небу

сверкающие на солнце                     мчащие свои воды 

бьющиеся о берег                             ударяющиеся с грохотом

встающие на дыбы

 

Проверка.

- Прочитайте полученные тексты.

- Какие трудности вы испытали при выполнении задания?

- Нужно ли продолжить работу с причастными оборотами на следующем уроке?

 

9. Итог урока.

Посмотрите, в начале урока мы говорили о том, что «Много звезд – украшение неба, много знаний – украшение ума». И наше звездное небо стало еще краше, а наш ум богаче.

В ваших глазах я увидела звездочки интереса к знаниям. 

Вы сегодня  тоже похорошели, потому что пополнили свой багаж знаниями. (Что нового узнали? Чему научились?)

 

10 Домашнее задание.

Страница 68, параграф 46, упр. 633.


Просмотров: 279 | Загрузок: 64
Автор: Ильина Н.Ю.
Теги: оборот
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar