Конспект и презентация к уроку русского языка "Введение. Русский язык в современном мире"

Цели урока: - способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку;  формировать способность использовать родной язык,  как средство получения знаний по другим учебным предметам; формировать представление о роли  русского языка, как государственного языка РФ через  анализ текста. 

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Метапредметные:

- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный;

- составление выступления по теме урока.

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация

Конспект урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня  мы  проводим  первый урок в новом учебном году.

Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке.

     Вступительное слово учителя:

Самое удивительное и мудрое, что создало человечество,- это язык.      Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна общая задача – помогать людям,  понимать друг друга при общении.
     Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
     Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться  упорно и терпеливо.
     Изучение русского языка поможет  лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

-Какое слово чаще всего звучало в моем сообщении?

 

Дают ответы.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о нашем родном языке, потому что это  наш государственный язык.  

 

Дети отвечают: «Чаще всего звучало слово язык».

II. Актуализация знаний

На доске эпиграф  к уроку:

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…»  Д.С. Лихачёв

- Как думаете, какова тема нашего  урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?

 

СЛАЙДЫ 2,3

 

Формулируют тему урока  (русский язык  и его роль в современной жизни)

Формулируют цель и задачи (помощь учителя)

 

III. Проблемное объяснение нового знания

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать текст в учебнике на стр. 4

- Какая информация текста оказалась для вас новой?

-О каких функциях русского языка в современном мире говорится в тексте?

 

Подведение итогов сам.работы:

Предоставляет слово каждой группе.

- Оцените свою работу?

- Какие трудности возникли?

- Сделайте вывод (Русский язык является средством общения людей разных национальностей. Русский язык – государственный язык РФ.)

 

(СЛАЙД 4)

 

 Запишите в тетрадь функции русского языка в современном мире:

Русский язык – это язык межнационального общения народов России. Он не ущемляет прав национальных языков других народов.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он используется во всех видах официального общения.

Русский язык  стал общепризнанным мировым языком. Он входит в число шести языков, имеющих статус официальных и рабочих языков ООН и ЮНЕСКО. (СЛАЙД 5)

 

Дети по цепочке читают текст.

 

Самостоятельная работа в группах

Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения:

- группа 1 строит высказывание на личном опыте (задание для сильных учеников)

-- группа 2- с использованием материала учебника строит устное высказывание

-группа 3 подбирает прилагательные к слову язык из текста

С.4 Текст №1

          2)Слушаем  устные высказывания и дополнения учащихся

 

Анализ работ и вывод внутри группы

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Прочитайте текст на стр.4 №2 и определите его тему.

 

Объясните значение следующего термина:

 глобальный.

- Проверьте себя  по словарю.

- Игра « Кто больше?»

Подберите синонимы к данному слову:

всеобщий, всемирный, вселенский, всесторонний, полный, всеобъемлющий и др. (СЛАЙД 6)

Запишите синонимы к слову глобальный в тетрадь.

- Какие дополнительные сведения мы получили из этого текста по теме урока?

В чем мы еще раз убедились?

 

Дают ответы:

Русский язык может быть отнесен к мировым языкам.

Выдвигают гипотезу: поскольку русский язык применяется во всех сферах международного общения, является средством общения ученых разных стран,

изучается как иностранный в школах и вузах большинства стран, поэтому  он может быть причислен к мировым языкам

Выполняют задание в парах (использование толкового словаря)

 

Проверяют и оценивают свою работу

 

Делают выводы (мы еще раз убедились, что русский язык как государственный язык РФ широко распространен за пределами России, применяется в глобальных системах коммуникации).

 

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы  мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание:

- используя информацию текста упр.№3 и теста №2, кратко запишите признаки, которыми обладает русский язык как один из мировых.

- выучите наизусть одно из высказываний о русском языке. (СЛАЙДЫ 7-12)

- подготовке презентацию  на тему: « Русский язык в современном мире».

(задание на выбор учащихся)

Дают ответы на вопросы (русский язык  и его роль в современной жизни)

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание


Просмотров: 1076 | Загрузок: 185
Автор: Котова М.В.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar