Конспект и презентация к уроку русского языка в коррекционной школе VIII вида "Части речи"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).

Задачи:

Продолжить обучать учащихся различать части речи, делать морфологический разбор имён существительных, определять написание безударных окончаний имён существительных, оформлять прямую речь, заменять имена существительные местоимениями, учить школьников применять теоретический материал на практике.
Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, бережное отношение к старшим, трудолюбие.

Оборудование: мультимедийная доска, компьютерная презентация, схемы- опоры морфологического разбора имени существительного,  шапочки с названием частей речи.

 

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Ну-ка вместе подтянулись
И друг другу улыбнулись,
Тихо сели на урок.

          Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Запишите сегодняшнее число – второе марта; классная работа. Тема урока –«Части речи».

 

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с тайнами родного языка, повторим изученные части речи и попытаемся выяснить какие из них самые важные и нужные, будем изучать особенности каждой части речи, учиться грамотно писать и правильно выражать свои мысли.
- Девиз нашего урока прочитайте на доске. (Грамотную речь приятно слушать).

- Согласны ли вы с этим высказыванием или нет? Почему?

- Запишите девиз урока.
- Исследуйте предложение и найдите «опасные» места.

 

Обозначьте знакомые вам части речи.

- Какую часть речи, мы называем именем существительным? ( Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что?)

- Приведите примеры имён существительных.

- Дайте определение имени прилагательному. (Часть речи, обозначает признаки предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

- Приведите примеры.

- Какая часть речи называется глаголом? ( Часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и др. вопросы)

- Приведите примеры.

- С давних пор существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Однажды жители этих частей заспорили, кто из них нужнее и важнее. Первым вступило в спор имя существительное.
Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Имя существительное – самая главная часть речи. По наблюдениям ученых, именно имя существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Человек с самого рождения смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
- Я предлагаю вам провести грамматическое исследование и сделать вывод о значении имен существительных в нашей речи. Внимательно послушайте отрывок из стихотворения А.А. Фета

     Шепот, робкое дыханье,
     Трели соловья,
     Серебро и колыханье
     Сонного ручья.

     Свет ночной, ночные тени,
     Тени без конца.
     Ряд волшебных изменений
     Милого лица.
- Мальчики сосчитают все слова в стихотворении (22 слова).
- Девочки сосчитают имена существительные (14 слов).
- Давайте сравним количество имен существительных в стихотворении и всех слов в нем и сделаем вывод о значении имен существительных в нашей речи.
- Итак, мы выяснили, что имена существительные важны и нужны в нашей речи. Покажите, как вы научились давать характеристику имени существительного. Выполним морфологический разбор имён существительных из стихотворения.  Положите перед собой схему-опору для разбора имени существительного.

 Ручья – (чего?),н.ф. ручей, сущ., неодуш., нариц., м.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.

Лица – (чего?), н.ф., лицо, сущ., неодуш., нариц., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в Р.п., второст. член предл.
- Проверим и оценим самостоятельную работу…

- Вы показали умение давать характеристику имени существительного и сделали вывод о значимости его в речи. Но в спор вступила другая часть речи – имя прилагательное.

Ученица (на голове шапочка с названием части речи): Имя прилагательное – самая важная и нужная часть речи. Чтобы вы не делали, где бы вы ни были, вы постоянно стремитесь не только назвать предмет, но и оценить его. Когда вы научитесь пользоваться именами прилагательными, тогда ваша речь станет ярче и красивее.

-Прочитайте высказывание А.Н. Толстого и вы сами в этом убедитесь.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего дождя, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
- Найдите в тексте имена прилагательные, которые использовал автор для оценки русского языка.
- Сделайте вывод о роли имени прилагательного в нашей речи.
- Давайте учиться делать нашу речь яркой и красивой, используя имена прилагательные. Запишем высказывание, преобразовав его в предложение с прямой речью. Слова автора поставим впереди. Вспомним схему полученного предложения.

 

Немного отдохнём, сделаем гимнастику для глаз.

Вверх-вниз, влево-вправо
Раскрашивание

 

- Итак, мы сделали вывод о важности имени прилагательного в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но в спор вступила еще одна часть речи – глагол.
Ученик(ца) (на голове шапочка с названием части речи): Глагол – самая важная и нужная часть речи.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- Чтобы выяснить, прав ли глагол, я предлагаю вам провести грамматический опыт. Прочитаем высказывание А.М. Горького:
Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, человеку.
- Какой полезный совет дает автор? Выскажите свое мнение.
- Назовите глаголы, которые встретились в тексте.
- Прочитайте текст, убрав глаголы. Что вы заметили?
- Какой вывод можно сделать из проделанного грамматического опыта?

- Рассмотрите картинки. Подберите к ним подходящие слова-действия. Запишите словосочетания, через запятую.

- Обменяйтесь тетрадями в парах и проверьте правильность выполнения задания.
- Мы сделали вывод о важности глагола в нашей речи и показали умение выполнять их разбор. Но в спор вступила еще одна часть речи – местоимение.
Диалог между именем существительным и местоимением:

Сущ.: - Будьте любезны, займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

- Действительно, чтобы не повторятся в речи много раз и не быть назойливым, Существительные вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён работящие и разносторонние, так что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж Местоимения ОН, ОНА, ОНО могут заменить любое Существительное.

Ученик (ца) (на голове шапочка с названием части речи):

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

- Для того чтобы убедиться в значимости местоимения в речи, предлагаю вам выполнить следующее задание. Прочитайте текст. – Правильно ли он составлен? – Почему?Спешите, заменяя, где необходимо, выделенные существительные местоимениями.

     Старушка поскользнулась и упала. Мальчики сразу подбежали к старушке. Мальчики помогли старушке встать. Старушка поблагодарила мальчиков.

- Прочитаем текст, который у вас получился.

- Какой поступок совершили мальчики?

- Сделаем вывод, какая же часть речи важнее и нужнее?

- Нужно ли спорить жителям страны Речь?

 

- А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт.

Если я произнесу имя существительное, вы должны хлопать в ладоши. Если глагол – присесть, а если имя прилагательное - покружиться вокруг себя.

 

- Сегодня мы повторяем части речи и изучаем их особенности, доказываем, что все они важны и нужны в нашей речи. Выполните следующие задания и докажите, что вы были внимательны на уроке и всё запомнили.

Задание №1

Назовите алгоритм написания безударных окончаний имён существительных. Докажите, что вы умеете пользоваться этим алгоритмом. Выполним упражнение №3 на стр.104.

Проверти выполненное вами упражнение с упражнением выполненным на доске.

Задание №2

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное? В каких грамматических категориях они согласуются?

Выполним упражнение №4 на стр.144.

Задание №3

- Вспомните, какое значение придаёт глаголу частица не? Как она пишется с глаголом?

Выполним упражнение №4 на стр.137.

- Прочитайте предложение о себе. Если с чем-то не согласны, придайте действию отрицательный смысл.

Запишите предложение самостоятельно.

 

Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.

- Какой вывод о значении частей речи мы сделали?

- Что было интересным?

- Что показалось трудным?

- Работу кого из одноклассников вы сегодня отметили? Почему?

Выставление отметок за урок.

Д/з. Стр. 182, упр. №5. Необходимо найти и исправить речевые ошибки.

 - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке.

 

 Экспресс- опрос (на полях) да – «+», нет – «-»

Существительное – это часть речи.
Доктор – это предмет неодушевлённый.
Скачет, льёт, пьёт – это глаголы.
Глаголы обозначают признаки предметов.
Я, ты, они – это местоимения единственного лица.
Прилагательные обозначают признаки предметов.

 

Пояснительная записка

                   Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока русского языка - «Части речи». Тип данного урока – повторение и обобщение полученных знаний, проводится после изучения раздела «Части речи» в 7 классе. Программа, используемая в работе, строится на основе программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. /Под ред. В.В. Воронковой. В работе используется учебник по русскому языку для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Количество часов по русскому языку в 7 классе в неделю – 4 часа, в год – 136 часов. Во время проведения урока в классе присутствовало 12 человек (все учащиеся). Пять человек из класса имеют высокий уровень развития по предмету , пять человек – средний уровень, два человека – низкий уровень развития по предмету (согласно программе).

                   Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учащихся к уроку, готовности учебного кабинета к занятию. Создание положительных эмоций, мотивации для предстоящей работы.

                   На этапе актуализации знаний выявляется уровень знаний учащихся пройденного ранее материала, а так же осуществляется подготовка школьников к восприятию нового материала.

При актуализации знаний учащихся применяются следующие методы:

работа учащихся у доски с комментированием;
фронтальная беседа.

Главными элементами основной части являются: постановка проблем и выдача заданий; выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение мини-итогов.

Проблемное обучение, дидактические приёмы активизируют внимание класса. Это позволяет вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала. Теоретический материал применяется на практике. Осуществляется межпредметная связь с уроками литературного чтения. Для формирования умения планировать ход работы используются схемы-опоры, алгоритмы выполнения заданий. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся – работа с деформированными текстами, требование полных и правильных ответов школьников, образцовая речь учителя и др.

Методы и приёмы используемые при закреплении знаний, главным образом стимулируют мыслительную деятельность учащихся:

беседа (вопросы практического характера, исправить ошибку отвечающего, привести  свой пример и др.);
самостоятельная работа учащихся под руководством учителя (оказание индивидуальной помощи, дифференцируемый подход);
выполнение заданий у доски с комментированием;
работа с учебником;
проверка выполнения заданий (самопроверка, взаимопроверка).

При использовании метода упражнений применяются следующие приёмы: сообщение условий задания, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

При подведении итогов урока используется беседа в ходе, которой учащиеся делают вывод по теме урока. Разбирают и записывают домашнее задание.

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет отметки.

В ходе всего урока решались не только образовательные и коррекционно-развивающиеся задачи, но и воспитательные. Подобранный к уроку материал способствует воспитанию нравственных качеств школьника.

Применялись компьютерные технологии – компьютерная презентация, мультимедийнадоска. Здоровьесберегающие технологии – минутка релаксации, физкультминутка, ростовые парты, соблюдение санитарно-гигиенического состояния кабинета. Учитывались возрастные и индивидуальные особенности, возможности и способности школьников, осуществляется дифференцируемый подход.

Использование компьютерных технологий, современных и традиционных методов обучения способствовало активной деятельности школьников на уроке. Оценочные суждения, доброжелательный тон учителя стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду.


Просмотров: 345 | Загрузок: 77
Автор: Дегтярёва А.Н.
Теги: части речи
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar