Конспект и презентация к уроку русского языка "В гостях у частей речи"

ЦЕЛИ:

1.Повторение и обобщение изученного в разделе морфология;

2.Проверка ЗУН уч-ся, приобретённых в ходе изучения морфологии и орфографии;

3.Поддержка  познавательного интереса к предмету в процессе повторения.

ОФОРМЛЕНИЕ:  Презентация, содержащая на слайдах задания к различным этапам урока; маршрутные листы с заданиями для каждого ученика.

 

ХОД   УРОКА:

1.Орг.момент. Вступительное слово учителя: - Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в государстве, которого нет ни на одной современной политической карте. Называется оно – МОРФОЛОГИЯ, а совершить необычное путешествие нам поможет туристическое агентство «БУРЯ» (будем учить русский язык), которое просит вас прислушаться к такому напутствию:

От Глагола до Частицы

Путешествие продлится.

В нём должны вы ухитриться

Ну почти не ошибиться.

Или может рассердиться

Дама очень строгая-

Принцесса М О Р Ф О Л О Г И Я. (СЛАЙД № 2)

 

 - А как вы думаете, почему мы совершим путешествие именно в царство Морфологии? (В 7 классе завершается изучение этого раздела. Значит, наша цель - повторить и обобщить пройденное за несколько лет обучения).

(СЛАЙД  № 3-5)

Перед отправкой в путешествие необходимо оформить МАРШРУТНЫЕ  ЛИСТЫ.

(Ребята указывают свои фамилии и знакомятся с содержанием листа).

 

2. – Итак, путешествие начинается!.. (СЛАЙД № 6)

Сейчас вам необходимо пройти ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, который даёт допуск к путешествию. Обратите внимание на Маршрутный лист. Здесь отражены все задания, которые мы будем выполнять, странствуя по Морфологии. Первое из них – КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ. Я буду читать вопросы, вы – записывать напротив цифры ответ на него: (СЛАЙД № 7)

 

1.Какая часть речи бывает возвратной? (МЕСТОИМЕНИЕ).

2.Какая часть речи соединяет в себе признаки глагола и наречия? (ДЕЕПРИЧАСТИЕ).

3.Какая часть речи чаще других употребляется в русском языке? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

4.У какой части речи нет предлогов? (ГЛАГОЛ).

5.Как по-другому называются знаменательные части речи? (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ).

6.Какая часть речи пишется со словами так же, как и предлог? (ЧАСТИЦА).

7.Какие части речи имеют полную и краткую форму? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ И ПРИЧАСТИЕ).

8.В какой раздел науки о языке входит морфология вместе с синтаксисом? (ГРАММАТИКА).

 

3.В  ГОСТЯХ  У  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. (СЛАЙД № 8)

 

- Надеюсь, таможенный контроль вами пройден благополучно. А теперь отгадайте, какую часть речи мы посетим первой, если на его родовом гербе написано: Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

- Да, мы в гостях у СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. И вот какое задание оно вам предлагает:  (СЛАЙД № 9)

Образуйте форму множественного числа от называемых мною слов:

Ведро – …  вёдра; пень - …пни; метро - … ; певец – певцы; лень - …;

А теперь к существительным  мужского рода подберите слова женского рода и наоборот:    (СЛАЙД № 10)

Повар - …повариха; купец - …купчиха; храбрец- …; учитель - …учительница;  оса - …; коза – козёл; сова - …филин;

- Следующее задание выполняем на Маршрутном листе: «ПОЙМАЙ СВОЁ СЛОВО» :

Девочки « ловят» и записывают сущ. женского рода, мальчики – мужского.

Помощь, нож, весна, тишина, сын, речь, окно, врач, юноша, ноша, вратарь, земля, полотно, мудрец, мышь, тишь, камыш.

 

- Существительное продолжает играть с вами.  Раз, два, три, четыре, пять – будем слово КОТ склонять.    Обратившись к Маршрутному листу, закончите стихотворные строки, употребив слово КОТ в нужном падеже. Укажите название падежа рядом со словом. (СЛАЙД № 11)

 

- А сейчас давайте « соберём» 3 букета в подарок принцессе Морфологии, которую мы сегодня встретим в столице.

1 Вариант «собирает» на Маршрутный лист сущ. 1 склонения, 2Вариант – 2скл. и  3Вариант – 3 склонения: тюльпан (2),ромашка (1), колокольчик (2),        сирень (3), лилия (1), василёк (2), герань (3),клевер(2), папоротник (2),роза (1).

(СЛАЙД № 12)

 

4.В  ЗАМКЕ  У  ГЛАГОЛА.     (СЛАЙД № 13)

 

- Какая часть речи говорит о себе: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придёт.  Да, в свой замок вас приглашает дядюшка Глагол. Чтобы проникнуть в замок, отгадайте загадку и выполните задание на Маршрутном листе.

 

- Ну вот мы и в гостях у дядюшки Глагола, он очень хочет задать вам несколько «хитрых» вопросов. Хорошенько подумайте и отвечайте.

 

а\.У каких глаголов на конце животное с ветвистыми рогами? (остаЛОСЬ, хотеЛОСЬ, не спаЛОСЬ, не терпеЛОСЬ, пеЛОСЬ, жариЛОСЬ, казаЛОСЬ, садиЛОСЬ,случиЛОСЬ).

б\.Какой глагол называет вас своим? (МОЙ).

в\.Как превратить в глаголы существительные ЖАР, ПАР, УДАР? (Добавить  Ь).

г\.Один шофёр сказал: «Вывод простой: один час простой, ответишь за простой». Какими частями речи является слово «простой» во всех трёх случаях? (Прилагательное – Глагол – Существительное)

д\.Какой глагол 100 раз отрицает? (СТОНЕТ).

- Ребята, мы приближаемся к столице государства, городу ЧАСТЕРЕЧЕНСКУ, но на пути к нему серьёзное испытание: нужно преодолеть

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ  ХРЕБЕТ. Для этого впишите правильно слова в  КРОССВОРД  на Маршрутном листе.          (СЛАЙД № 14)

 

5.ПРИКЛЮЧЕНИЯ  В  СТОЛИЦЕ.              (СЛАЙД № 15)

 

- Ой, ребята, что это за шум? И даже плач раздаётся? Давайте расспросим обо всём вон тех человечков.

- Добрый день, что у вас случилось?

- Ой , горе нам, горе! Принцесса Морфология приказала одним частям речи перебраться в микрорайон Самостоятельный, а другим – в Служебный. Раньше-то все части речи в столице  вперемешку жили. Пошли мы новое место жительства искать да и заблудились. Всё перепуталось: никак понять не можем, кому в Служебный, кому в Самостоятельный надо…

- Горю вашему помочь нетрудно. Сейчас ребята вас на Маршрутном листе вас «расселят».                     (СЛАЙД № 16)

 

6.ПЕРЕПЛЫВАЕМ   РЕКУ.              

 

- Если посмотреть на карту, увидишь, что государство, в котором мы находимся, состоит из двух частей. В одной мы уже побывали и даже в столице «отобедали». Но нельзя же уезжать, не погостив во владениях Служебных частей речи. Да только к ним просто так не попадёшь, нужно переплывать реку Фантазейку. Ну, мне кажется, вы не прочь искупаться? Тогда вперёд к Маршрутным листам. Используя фантазию, переплываем реку.

 

(СЛАЙДЫ № 17- 18)

 

7.ПОДУМАЙ  И  ОТВЕТЬ.

 

- Жители мест, где мы сейчас находимся, очень любят задавать друг другу трудные вопросы. Да ещё какие! Вот попробуйте сами ответить:

а\.По чему поезд ходит?   (По рельсам)

 б\.За чем зима наступает?  (За осенью)

в\.По чему лыжи скользят?  (По снегу)

г\.За чем ученики в классе сидят?  (За партами)

 д\.По чему утка плавает? (По воде)

 

Представители какой части речи придумали эти вопросы? (ПРЕДЛОГИ).

 

8.НАЙДИ  СОЮЗЫ.                      (СЛАЙД  № 19)

- Хитрые союзы «перемешались» с другими частями речи в надежде, что их никто не отличит, и они переберутся в столицу. Но вы ведь восстановите справедливость с помощью последнего задания на Маршрутном листе?

- Как вы знаете, всё когда-нибудь кончается. Завершается и наше путешествие. Однако грустить не стоит. Гостеприимная принцесса Морфология согласилась заглянуть в ваши Маршрутные листы, и по результатам их проверки вы будете награждены  путёвкой на ОСТРОВ  ГРАММОТЕЕВ  или на  ПОЛУОСТРОВ  НЕЗНАЙКИ.                (СЛАЙД № 20)

 

Использованная литература:

1.В.В. Волина  Русский язык. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД. 1997 (Серия  «Учимся играя»)

2. В.А.Иванова,З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь Занимательно о русском языке. М.,  «Просвещение», 1995


Просмотров: 154 | Загрузок: 64
Автор: Горичная Н.Ф.
Теги: части речи
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar