Конспект и презентация к уроку русского языка в 7 классе "Создание словесного портрета" (описание внешности человека)

Цели: 1. Развитие речи учащихся;

            2. усвоение понятия «портрет»;

            3. выработка умения создавать словесный портрет;

            4. отработка навыка работы в группах;

            5. эстетическое воспитание учащихся.

Задачи: 1. Развивать способность учащихся составлять связный текст и отдельные высказывания в художественном стиле.

                  2. Отрабатывать навык учащихся воплощать свои мысли в письменной форме.

                  3. Дать понятие «портрета», познакомить с особенностями его как жанра.

                  4. Выработать умение создавать словесный портрет, используя сравнительный анализ произведений данного жанра и других видов искусства.

                 5. Прививать культуру общения при контактах детей как друг с другом, так и с учителем.

Оборудование: 1. Записи на доске: число, классная работа, тема урока.

                                 2. Толковый словарь.

                                 3. Компьютер, проектор, экран.

                                 4. Презентация «Создание словесного портрета».

                                 5. Карточки с разноуровневыми заданиями.

Подготовительный этап: класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально – описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).

Ход урока.

Слово учителя с элементами беседы.

Художник выражает свои мысли и чувства красками, музыкант – звуками, поэт и писатель – словом.

У нас урок русского языка. Как вы считаете, чем будем сегодня заниматься мы? (создавать творческую работу, сочинять).

(Слово учителя звучит при показе слайда 2 в сопровождении мелодии Моцарта – воспроизводится при показе).

(Следующая работа проводится при показе слайда 3).

Прочитайте все три задания. Давайте, исходя из них , сформулируем тему урока (создание портрета).

Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока «Создание словесного портрета» (В это время одному из учащихся даётся задание: найти определение «портрета» в словаре).

Итак, мы начинаем наше путешествие во времени. Каждая эпоха имела своё видение мира, свою систему ценностей и взглядов, свои представления о женской красоте. Мы в 17 веке.

(Дальше работа проводится при показе слайда 4. Фрагмент 1: Рембрандт. Хендрикьё в окне).

Перед нами работа Рембрандта «Хендрикьё в окне». Давайте расскажем о данном портрете (ребята стараются описать портрет женщины).

А вот как описывается данный портрет в художественной литературе (ученик читает выделенный фрагмент текста в гиперссылке, связанной с данным фрагментом. См.приложение 1).

На что обращается внимание в данном описании?

(Далее на экран выводится второй фрагмент слайда 4: Рогир ван дер Вейден. Портрет женщины).

Ещё одна представительница 17 века в исполнении Рогира ван дер Вейдена. А что характерно для данного портрета?

Итак, подведём итоги. Каковы общие черты портретов 17 века? (ребята отмечают строгость линий, отсутствие интерьера, тёмные тона).

(Следующий этап урока проводится на фоне показа слайда 5. Первоначально открывается только портрет).

Мы движемся дальше. Восемнадцатый век.

Уважаемые экскурсанты, подготовьтесь к ответу на вопрос: почему картину Констанс Мари Шарпантье можно назвать портретом? (данный вопрос выводится на экран).

Искусствоведы, опишите внешность героини портрета (задание выводится на экран).

Мастера слова, расскажите о героине картины (задание выводится на экран). Учащимся даётся на подготовку 2 – 3 минуты, в это время звучит мелодия – воспроизводится по щелчку кнопки мыши. Задание проверяется после обсуждения в группах.

(На следующем этапе воспроизводится работа В.Л.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной» на слайде 6).

Чем отличается данный портрет от предыдущих? Что между ними общего? (Дети выделяют схожие и отличительные черты).

Давайте посмотрим, как можно описать портрет с помощью художественного слова. Ведь нам ЭТО нужно (включается стихотворение, которое выразительно читает заранее подготовленный ученик).

(После проверки задания на экран выводится слайд 7).

Мы в 20 веке. Современное нам искусство. Перед вами известнейшая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». И вновь мы работаем по группам (работа выполняется письменно).

Экскурсанты, опишите портрет. Поможет вам в этом вопрос 1.

Искусствоведы, проанализируйте увиденное и выделите особенности портрета 20 века с помощью вопросов 2 – 3 этого же слайда (при проверке задания дети отмечают реализм изображения).

Мастера слова, дайте художественное описание портрета с использованием художественных средств (в помощь учащимся в данной работе выдаются карточки, акцентирующие внимание детей на необходимых моментах. См.приложение 2. На подготовку отводится 5 минут, затем устная проверка).

Мы остаёмся в нашем времени. Познакомились с портретами разных эпох. Как вы думаете, чему будет посвящена ваша творческая работа? (создание портрета).

Любая практика должна подкрепляться теорией. (Воспроизводится слайд 8).

Как вы считаете, какой тип речи нужно использовать для написания сочинения – портрета? (Вопрос открывается на экране).

Охарактеризуйте данный тип речи (задание выводится на экран).

На какую тему может быть написано сочинение, если исходить из темы урока? (Вопрос проецируется на экран)

(Открывается слайд 9, дающий ребятам возможность проверить себя и ещё раз акцентировать внимание на основных моментах).

Любое сочинение, как вы помните, строится по определённой схеме. (Схема поэтапно открывается на слайде 10 и записывается ребятами в тетрадь). По ходу работы над схемой учитель комментирует каждый пункт, привязывая к схеме сочинение, над которым затем предстоит работать учащимся.

Разумеется, мы постараемся создать сочинение – портрет в художественном стиле (открывается вопрос 1 слайда 11).

Каковы будут особенности художественного  портрета?

Давайте подберём словарные материалы к описанию портрета (вопрос 2 воспроизводится на экране).

(Открывается слайд 12).

Выпишем те слова, которые будут вам необходимы для написания портрета выбранного вами человека.

Наряду с этим, ребята работают у доски, записывая слова с пропущенными буквами, объясняя данные орфограммы, подбирая либо проверочные слова, либо необходимые правила. Подчёркнутые слова дополнительно разбираются по составу. Аналогичная работа проводится по слайду 13.

(Открывается слайд 14, воспроизводится в негромком режиме музыка).

мы подготовились к творческой работе, подобрали необходимые материалы, выяснили, на что нужно будет обратить внимание, какие средства можно использовать, чтобы сочинение получилось образным, ярким и интересным.

Успехов вам!


Просмотров: 353 | Загрузок: 80
Автор: Прокудина О.Б.
Теги: сочинение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar