Конспект и презентация к уроку русского языка в 7 классе "Междометия. Звукоподражательные слова"

Цели урока: закрепить знания учащихся по теме «Междометия»; познакомить со звукоподражательными словами, с их свойствами; выработать умения отличать слова – звукоподражания от междометий, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; развивать творческие способности; формировать у учащихся потребность в самообразовании, совершенствовать сотрудничество «учитель- ученик», «ученик- ученик».

Подготовка: учащиеся получают опережающие индивидуальные и групповые задания: написать стихи с междометиями, нарисовать иллюстрации, подготовить сообщения: «Междометия - «сорняки», «Дети и звукоподражательные слова».

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Организационный момент.
Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем говорить о междометиях, об их особенностях. Надеюсь, что наша совместная работа послужит тому, что мы успешно закрепим знания по теме «Междометия». К нашему уроку вы активно готовились: выполняли различные творческие индивидуальные и групповые задания.

Итак, что же мы знаем о междометиях?

Коллективная работа (устный опрос).

Что такое междометия?
Какие чувства выражают междометия? (радость, восторг, удивление, печаль, злорадство, гнев, насмешку, иронию…). Примеры.
На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу, ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)
В каких стилях используются междометия (в художественном стиле (диалог), в разговорном стиле)
Что вы знаете о правописании междометий?
Как выделяются на письме междометия?
Являются ли членами предложения?

          Слово учителя.

Мы повторили сведения о междометиях. Есть ли дополнения?

Самостоятельная работа.

Внимание на экран! Вы видите стихотворения ваших одноклассников. Ваша задача: выписать междометия, определить их значения и ответить на вопрос: какие художественные средства  и стилистические фигуры они использовали в стихотворениях?

Слайд №1:

Солнце вышло из-за туч,
Распрямило яркий луч.
Ах! Какой сегодня день!
Улыбнулся даже пень.
                      * * *
- Здравствуй, маленькая птичка!
- Как зовут тебя?
- Синичка.                                                Д. Лескина

«Цып- цып-цып»,- сказала квочка.
Так зовет она сыночка.
Ой, а желтенький комочек?

 Убежать от мамы хочет.                     Д. Крылова


-Привет! Ты был у Мишки?
- Нет. Читал  я книжки.

-  Дай еще мне почитать!
-  Очень хочется все знать!              
                                                                      Е. Санеев

Работа у доски  (запись под диктовку учителя)

Ужас! Длинный язык укорачивает жизнь.

- Что это за предложение? (пословица)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Задание: сделать синтаксический разбор предложения, дать характеристику междометию.

Ах, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!

Задание: пунктуационный разбор предложения, указать, какими частями речи являются слова в предложении.

Творческая работа.

Перед вами иллюстрации, нарисованные вашими одноклассниками, посмотрите и по одной из них составьте, используя междометия, предложения с прямой речью.

VII. Слово учителя.

 - Ребята, нужны ли междометия в речи? (Да, междометия делают речь выразительной, яркой, эмоциональной)

- Все ли междометия целесообразно употреблять в речи?

Сообщение учащегося «Междометия – «сорняки».

VIII. Слово учителя.

Русская речь необычайно богата, неисчерпаема. Вот и сегодня вы познакомитесь со звукоподражательными словами, которые примыкают к междометиям. Расскажут вам о них ребята. Посмотрите на экран. Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопрос: отличаются ли звукоподражательные слова от междометий и чем?

Слайд № 2:

Звукоподражательные слова  - это слова, передающие различные звуки живой  и неживой природы: человека (хи-хи-хи, ха-ха-ха и т.д.), животных (хрю-хрю, мяу-мяу, му,  гав- гав и т.д.), предметов (динь- динь, тик-так, бух- бух, хлоп и т.д. ).
1.  Это неизменяемые слова.
2.  Они не выражают эмоций, чувств и побуждений.
3.  Состоят из одного слога  (бе  и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис  (ква – ква и т. д.).
4.  Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье,  квакать и т.д.

5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

Сообщение ученицы «Звукоподражательные слова в речи маленького брата»

IX. Тест.  Самопроверка по ключу (2, 4, 5,8 ,9,10) Слайд №3:

Задание: найдите звукоподражательные слова.

1.   Тьфу!

2.   Ква-ква.

3.   Брысь!

4.   Динь-динь.

5.   Курлы-курлы.

6.   Всего хорошего.

7.   Тс…

8.   Чух - чух.

9.   Кар-кар.

10. Кря-кря.

11.  Ай-ай!

X. Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.

•       Бокал сказал «дзинь!» и разбился. («Дзинь» - в роли дополнения)

•       А щука бух в воду! (Бух - в роли сказуемого)

•       Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква. (Ква-ква в роли   подлежащего)

XI. Устная работа. Слайд №4.

Задание: объясните постановку знаков препинания, найдите междометие и звукоподражательное слово.

-Кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?
- Муррр! - сказала кошка, помолчав немножко.

XII. Творческая работа. Сочинение-миниатюра. Утро в селе.

Задание: написать сочинение – миниатюру с использованием звукоподражательных слов и междометий.

XIII. Прослушивание творческих работ.

XIV. Оценки за урок.

XV. Домашнее задание: выучить теорию по теме звукоподражательные слова. Дописать сочинение – миниатюру.

XVI. Слово учителя.

Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на уроке?


Просмотров: 629 | Загрузок: 73
Автор: Черноморова С.К.
Теги: междометия
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar