Конспект и презентация к уроку русского языка в 7 классе "Какие слова являются наречиями?"

ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

 2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;
выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;
выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;
научить опознавать наречие в тексте и отличать его от омонимичных частей речи в составе словосочетаний, предложений, в тексте;
совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст, сжимать текст;
содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.

Развивающие цели и задачи:

развивать творческие и исследовательские способности учащихся;
развивать умение правильно произносить наречия;
развивать умение сопоставлять, сравнивать и противопоставлять языковые явления;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий.

Воспитательные цели и задачи:

на материале текстов создать условия для воспитания любви к родной природе;
способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры ответа;
воспитывать интерес к изучению предмета.

ОБОРУДОВАНИЕ: Раздаточный дидактический материал, интерактивная доска, компьютер, проектор, маркерная доска, словари (орфоэпический, словарь синонимов, фразеологический, этимологический)

Приемы:

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,

- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),

- использование ИКТ и средств наглядности

- проектирование

Методы:

- метод эвристической беседы,

- метод проектов,

- исследовательский метод,

- проблемные методы,

- объяснительно-иллюстративные

 

ХОД УРОКА

 

I.         Организационный момент (3 мин).

Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

Слайд №1

(число, классная работа)

Двадцать третье ноября. А вы знаете, как в древности называли ноябрь? Этимология слова высвечивается на Слайде №1

НОЯБРЬ. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно - из греч. noembrios < лат. november "девятый", суф. производного от novem "девять". Ноябрь буквально - "девятый месяц". Новый год раньше начинался с марта.

Ноябрь - грудень;

Грудень (ноябрь) – «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover - девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

. Об этом вы можете прочитать в этимологическом словаре, учитель показывает словарь.

Орфоэпическая разминка (3 мин). Отвечает 1 ученик, а другой является экспертом, проверяя по словарю (на карточке-подсказке – выдержка из словаря) класс повторяет вслух правильное произношение (оценить)

Слайд №2

Навзничь, надолго, красивее, наотмашь, задолго, насухо, запросто, назло.

Учитель показывает словарь и комментирует:

- Нам поможет не сделать ошибку и проверить себя орфоэпический словарь.

Актуализация (5 мин).  

-Ребята, у нас есть карточки-признания «Узнай меня». Послушаем 2-х учеников, а остальные постараются узнать слово, а потом скажем, какой раздел лингвистики нас сегодня интересует.

Карточки-признания:

Первый ученик (Забегайлова Л.):

- Я самостоятельная часть речи, отвечаю на вопросы кто? что?, обозначаю предмет, событие, явление, изменяюсь по числам, падежам, в предложении могу быть подлежащим, дополнением, обстоятельством и даже сказуемым! Кто я? Приведите примеры.

Ответ учеников:

- Существительное. Дом, семья, растение, весна.

Второй ученик (Сальцевич С.):

- Я особая форма глагола, некоторые называют меня самостоятельной частью речи, обозначаю признак предмета по действию, могу изменятся по падежам, родам, числам, как прилагательное, но и имею бываю настоящего или прошедшего времени, как глагол. Многие узнают меня по суффиксам. Можете узнать меня?

Ответ учеников:

- Причастие (думающий, открытый, проверенный)

Учитель: О каких словах мы говорим, о каких единицах языка?

Ответ учеников:

- О частях речи.

Учитель:

- Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи, их грамматические признаки, грамматическое значение.

Ответ учеников:

- Морфология.

Слайд № 3

Морфология – раздел лингвистики, который изучает части речи и их грамматические признаки.

План морфологического разбора любой части речи:

I. Общее грамматическое значение (ОГЗ)

II. Морфологические признаки (МП)

Начальная форма слова
Постоянные признаки
Непостоянные признаки

III. Синтаксическая роль в предложении

Целеполагание. Ввод в тему. (7 мин).

Учитель (Целеполагание):

- Сегодня нас будет интересовать часть речи (последняя из самостоятельных ЧР, которую мы ещё подробно не рассматривали). Эта часть речи в силу морфологических и словообразовательных особенностей является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения. Чтобы сформулировать тему урока и то, какая перед нами часть речи, давайте, рассмотрим тексты, сопоставим их, определим, в чём их содержательная разница. (карточка № 4)

Ввод в тему. Наблюдение (7 мин).      

Сопоставьте примеры левой и правой колонки. Какой дополнительный смысл в сообщение вносят выделенные слова?

 

Слайд № 4

Пели птицы. За домом журчало горло дрозда-дерябы. Цвинькали синички. Куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

 

Учитель:

- В чём различие текстов?

 

Радостно и отрешённо пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы. Тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали ясно и чисто куковала кукушка. Её голос был печален и светел.

 

Ответ учеников:

- Наречия «украшают» текст, «живописуют» действие, уточняют значения других частей речи, в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством.

Слайд № 5  (тема, цель урока и вопросы-задачи урока)

Тема урока: «Какие слова являются наречиями?»

Учитель:

- Запишем тему урока (зелёной пастой, работаем в тетради двумя цветами: синей и зелёной пастой).

-Какова цель урока? Сформулируйте, опираясь на тему и разобранные примеры.

Ответ учеников:

- Мы должны вспомнить, какие части речи можно считать наречиями, каковы грамматические признаки наречий, на какие вопросы отвечает эта часть речи. Каков главный грамматический признак наречия?

Учитель добавляет:

- Собираем «Портфолио наречия». А ещё мы должны решить, можно ли без контекста узнать наречие? Какова роль наречий в речи? Какова роль наречий в предложении? Какова особенность в морфемном составе наречий? Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи?

Слайд № 5  (появляются вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока, эти вопросы есть у вас на проектных картах)

Какие слова являются наречиями?
К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?
Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?
Какой главный морфологический признак имеет наречие?
К каким словам чаще всего примыкает наречие?
Каким членом предложения обычно бывает наречие?

 

Проектные карты у учащихся:

Какие слова являются наречиями?

№ п/п

Вопросы

Ответы

 

Какова роль наречий в речи?

К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие?

Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?

Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?

Какой главный морфологический признак имеет наречие?

К каким словам чаще всего примыкает наречие?

Каким членом предложения обычно бывает наречие?

Какова особенность в морфемном составе наречий?

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи?

Как образуются наречия?

 

Учитель:

- Продолжим наши наблюдения. Один ученик пойдёт к доске, запишет сочетания слов, определим в них части речи у омонимов (Что такое омонимы? – слова-близнецы, которые одинаково пишутся, но различаются по лексическому значению).

Учитель диктует, один ученик пишет:

Платье сухо, на улице было сухо;

окно морозно, зимой стало морозно.

 

На доске появляется запись:

Платье (каково?) сухо – краткое прилагательное; было (как?) сухо – наречие; окно (каково?) морозно – краткое прилагательное; стало (как?) морозно – наречие.

Учитель:

- Что нам позволило определить часть речи? Могли ли мы определить часть речи, не рассуждая?

Ответ учеников:

- Нет, определять часть речи нужно по вопросу, по общему грамматическому значению и по морфологическим признакам.

VI.      Освоение нового материала в процессе групповой работы (10 мин.).

Учитель:

- Вопросы перед вами.

Слайд №5 (вопросы перед вами на проектных картах и на слайде) (во время работы групп – музыка)

Учитель:

- Наречие – не новая для вас часть речи, попробуем поработать над темой, составим проекты, используя различные предметы: цветы, растения, животных. Вы разбиты на 5 групп, у каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте инструкции и приступайте к их выполнению. На эту работу даётся 10 минут.

 

Карточка-опора №5 для всех групп:

Перед началом работы распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого,  
выступающий,
записывающий,
рисующий,
следящий за временем

Примечание: любой учащийся может выполнять несколько ролей.

 

1 группа – Историки составляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие»

                        (Хоменко Н., Кривякин А., Гербе И., Демченко Е.)

Выполните творческое задание:

Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.

Был полдень ______  палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния  ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы.

 

Карточка-задание 1 группы:

Читая статью этимологического словаря, пользуясь ресурсами Интернета, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки) о том, когда, как появилось слово «Наречие», что оно обозначало, какие ещё значения имело в истории?

 

2 группа – Лингвисты составляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

 

Карточка-задание 2 группы:

Читая статью учебника стр. 81, составьте опорный конспект (можно использовать различные рисунки), рассказав в нём неформально о том, что такое наречие, какие слова являются наречиями. Пользуйтесь вопросами проектной карты.

                        (Мещеряков Е., Толстихин В., Бойко С., Матвеева Е., Бычкова Е.)

 

3 группа – Исследователи составляют проект на тему «Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме?»

                        (Забегайлова Л., Сальцевич С., Синченко Д.)

 

Карточка-задание 3 группы:

Какими частями речи являются слова тепло, лихо, зло, подряд. Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме? Заполните таблицу. Подготовьте доказательное рассуждение своего ответа, анализируя примеры:

делать зло – зло смеяться – лицо зло;

узнать лихо – лихо скакать – дело лихо;

одеваться тепло – тепло шло от камина – это лето тепло;

получить подряд на работу – осуждать всех подряд.

Существительное

Прилагательное

Наречие

 

4 группа – Языковеды составляют проект на тему «Образование наречий»

                        (Евтушенко Д., Боровых В., Черепанов К.,)

 

Карточка-задание 4 группы:

 

От предложенных самостоятельных частей речи образуйте наречия:

 

Быстрый _________________

Бок_______________________

Трое______________________

Широкий__________________

Светлый __________________

Весёлый ___________

Хороший_______________

Звонкий________________

Вежливый____________

Холодный____________

Пасмурный____________

Усталый_______________

 

Какие способы образования наречий можете назвать? При подготовке ответа пользуйтесь теорией учебника на стр. 100-101.

 

5 группа – Поисковики составляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

                        (Боброва А., Селин А., Дударева В.)

 

Карточка-задание 5 группы:

 

Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок:

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Рукой подать

Как в аптеке

Черным по белому

Битый час

Бок о бок

На вес золота

Душа в душу

На всю Ивановскую

 

Слова для справок: Рядом. Близко. Честно. Далеко. Долго. Очень громко. Точно. Дружно. Ясно. Дорого.

 

Учащиеся работают 10 мин., а учитель консультирует, если это необходимо. У каждой группы есть карточки с пояснениями.

 

VII.     Представление работы групп. Защита проектов (15 мин.).

Слайд №6 (высвечивает название групп, их задание)

Учитель напоминает:

- Во время выступления групп не забывайте заполнять свои проектные карты.

 

1 группа – Историки представляют проект на тему «Этимология (происхождение) слова «Наречие»

Слайд №7

Наречие (этимологическое значение) – приглаголие

Материал из Этимологических словарей для 1 группы

Наречие

Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Интернет)

Наречие (термин образован с помощью не очень точной кальки с лат. adverbium) в языкознании — часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы типа «как?», «где?», «куда?», «когда?».

Словарь Шанского: Наречие – производное от речь

РЕЧЬ. Общеслав. Производное — с перегласовкой e/ē; ē > ě > e — от *rekti "говорить", ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt "громко говорить, реветь", тохарск. B reki "речь, слово", лат. raccare "кричать, как тигр" (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать1, см. Исходное значение глагола — "реветь, кричать" (о животных).

 

2 группа – Лингвисты представляют проект на тему: «Какие слова являются наречиями?»

Слайд №8

Общее грамматическое значение (ОГЗ) – признак действия или признак признака
Вопросы: Как? Где? Когда? Зачем? Откуда? и т.д.
Относится  к – глаголу или его формам (причастию, деепричастию), прилагательному, или наречию
Главный морфологический признак – неизменяемость (нет     ).
Синтаксическая роль – обстоятельство

Слайд №9

Проверим творческое задание:

Был полдень, сильно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая грозно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тотчас затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния,  неожиданно раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.

 

Сравните работу с оригиналом текста (Зрительная проверка по слайду).
Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

 

3 группа – Исследователи представляют проект на тему «Наречие, существительное или прилагательное в краткой форме?»

Слайд №9

Существительное

Прилагательное

Наречие

делать зло

лицо зло

зло смеяться

узнать лихо

лихо скакать

лихо дело

тепло шло от камина

одеваться тепло

это лето тепло

получить подряд на работу

 

осуждать всех подряд

 

4 группа – Лингвисты представляют проект на тему «Образование наречий»

Слайд №9

Быстрый – быстро – суффиксальный

Бок – сбоку, бок о бок – приставочно-суффиксальный, сложение

Трое – втрое – приставочно-суффиксальный

Широкий – широко - суффиксальный

Светлый – светло, засветло – суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Весёлый – весело – суффиксальный

Хороший – хорошо – суффиксальный

Звонкий – звонко – суффиксальный

Вежливый – вежливо – суффиксальный

Холодный – холодно – суффиксальный

Пасмурный – пасмурно – суффиксальный

Усталый – устало – суффиксальный

Основные способы образования наречий

Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный

 

5 группа – Поисковики представляют проект на тему «Синоним-наречие к фразеологизму»

Слайд №10

 

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Близко

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Громко

     

Физкультминутка.

Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.

VIII.   Лексическая разминка. Индивидуальное задание, подготовленное заранее.

 

Слайд №11

Объяснить происхождение фразеологизма «На всю Ивановскую».

На всю Ивановскую

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями. Вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

 

X.              Итоги урока

Слайд №12

- Что вы сегодня узнали на уроке?                                                                      

-Что такое наречие?

-На какие вопросы отвечает наречие?

-С какими словами связано в предложении?

-Каким членом предложения является?

Ответы (высвечиваются на слайде):

Общее грамматическое значение (ОГЗ) – признак действия или признак признака
Вопросы: Как? Где? Когда? Зачем? Откуда? и т.д.
Относится  к – глаголу или его формам (причастию, деепричастию), прилагательному, или наречию
Главный морфологический признак – неизменяемость (нет     ).
Синтаксическая роль – обстоятельство

 

XII.           Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.

Слайд №13

 

1.Какие слова являются наречиями?

А) третий

Б) тройка

В) трижды

Г) три

2.Отметьте словосочетания с наречиями:

А) думать о многом

Б) умный брат

В) действовал уверенно

Г) пришел в школу

3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием

А) братство

Б) окно

В) хорошо

Г) богатство

4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»

А) далеко

Б) честно

В) хорошо

Г) громко

5.Отметьте главный грамматический признак наречия:

А) отсутствие окончания

Б) неизменяемая часть речи

В) является обстоятельством

Г) самостоятельная часть речи

Слайд №14

Ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – В, 4 – Г, 5 - Б

Оценки за урок.

Домашнее задание. Домашнее задание: творческая работа «Сказка о наречии». Индивидуальное домашнее задание: Упр. 199


Просмотров: 334 | Загрузок: 61
Автор: Рыбкина Н.И.
Теги: наречие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar