Конспект и презентация к уроку русского языка "Союзы сочинительные и подчинительные"

Цели: показать отличия функций сочинительных и подчини­тельных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, на­выки анализа предложений, лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Ход урока

I.     Лингвистическая разминка

  Слайд 3

 Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; незакрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; не мед­ленно, а быстро.

II.     Проверка домашнего задания 

Слайд 4, 5, 6.

Рассказ учащихся о простых и составных союзах.
Слайд 7. Запишите предложения с указанием простых и составных союзов:

Лошади были настороженны, но спокойны. Между небом и землей, то, замирая, то, снова ясно обозначаясь, журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой трели жаворонка. Он услышал, как будто кто-то стукнул в окно.

 

III.    Изучение темы «Сочинительные и подчинительные
союзы».

1.           Работа с теоретическим материалом учебника: § 150. (Слайд 8)

Вывод:  сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

2.           Слово учителя. Слайд 8.

 

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными.

Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.

Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые вы­ражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предло­жений.

IV.    Слайд 9. Разбор предложений с сочинительными
и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и зна­ки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, опреде­лить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)

К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд ...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.

 

Комментарий. Слайд 10.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, при­сыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

V.  Рефлексия.  Слайд 11.

Домашнее задание. Слайд 12.

1. § 150.

2.      Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.


Просмотров: 221 | Загрузок: 65
Автор: Кузнецова Т.А.
Теги: союз
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar