Конспект и презентация к уроку русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи"

Цель урока: 

Методические цели в соответствии со стандартами образования

Методические цели по содержанию образования по предмету

Познавательная деятельность

Обобщение и систематизация знаний о написании НЕ с различными частями речи и схематическое их отражение.

Обучение навыкам проектной деятельности

Информационно-коммуникативная деятельность

Построение высказывания по опорной схеме.

Овладение монологической и диалогической речью.

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками коллективной  и групповой деятельности.

Освоение умения систематизировать и обобщать изученный ранее материал о написании НЕ с различными частями речи

Развитие логического мышления, речевой деятельности.

Использование полученных знаний в практической деятельности.

Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций.

Воспитание интереса к предмету.

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;

б) познакомить с формами проектной деятельности.

2. Практические:

      а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;

      б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:    

интерес к предмету;
языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

      б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

      в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Технологии: проектная деятельность, групповая работа, тестовая технология

Оборудование урока:  макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5, 6, 7 классов

 

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

 

2. Переход к теме урока

(2 слайд)

На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ со словом. Это и будет темой нашего урока

(3 слайд)

- В какой роли может выступать НЕ со словом?

( Не может быть частицей, может быть приставкой или частью корня)

(клик)

- Как это связано с написанием НЕ?

                                                  (Если НЕ частица, то пишется со словом раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно)

(клик)

 

3. Постановка проблемы

- В чем заключается проблема написания НЕ со словами?

(Выбрать слитное или раздельное написание)

(4 слайд)

Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами.

Макет этой схемы лежит у вас на столах. В процессе выполнения заданий мы будем заполнять этот макет опорами. (Приложения 1 и 2)

 

4. Постановка цели и задач проекта

(5 слайд)

- Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет?

                                                                      ( Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.)

(клик)

(клик)

Ребята, мы выполнили  I этап нашей проектной работы и определили ее цель и задачи.

А теперь перейдем ко II этапу

(6 слайд)

Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.

 

5. Работа с макетом опорной схемы

А) Тест

Ребята, вашему вниманию предлагаются  тесты.

(7 слайд) Тест №1

ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в              тетрадь и поясните выбор написания

(8 слайд) Тест №2

ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания

- С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать  написание НЕ?

(Надо определить часть речи)

(9 слайд)

(клик) Внесем это положение в макет Схемы

Б) Определение групп частей речи

В макете вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы.

- Можете вы назвать эти группы?

(клик) Внесем в макет Схемы названных групп частей речи

В) Словарная работа

На доске:  (Не)нависть

Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.

- Что вы скажете о написании этого слова?

                                                                  (Ненависть – это существительное, которое с НЕ пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется)

ЗАДАНИЕ (выполняется у доски): подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи

Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий

- При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?

(Если слово не употребляется без НЕ)

Г) Работа по группам

Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом. (Приложение 3)

ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста

(чтение текста)

ЗАДАНИЕ:

I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;

II группа выписывает из текста причастия и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;

III группа выписывает из текста глаголы и деепричастия.

Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на столах.

 

ПРОВЕРКА

Начнем проверку с III группы

- Назовите выписанные слова и объясните их написание

- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями?

- Когда может встретиться слитное написание?

(10 слайд) Внесем запись в макет Схемы

 

Теперь послушаем II группу

- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему?

- Какие причастия вы написали с НЕ раздельно? Почему?

(11 слайд) Вставим нужные опоры в макет Схемы

 

Завершает проверку I группа. У вас в работе были три части речи.

- В каких случаях вы написали их с НЕ слитно?

- Какие случаи раздельного написания с НЕ вам встретились?

(12 слайд) Внесем опоры в макет Схемы

 

6. Реализация проекта

(13 слайд)

Ребята, наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу – реализации проекта

 

А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась.

(14 слайд)

 

А) Алгоритм применения Схемы

Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме

- Что мы делаем в первую очередь?

                                                               (Определяем часть речи)

- Каким будет следующее действие?

                                                                       (Находим нужную группу частей речи и определяем, какому условию соответствует написание НЕ)

Б) Применение Схемы

ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ

(5 предложений на усмотрение учителя)

7. Итог урока

Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы. Каждый из вас получает распечатанную опорную схему для дальнейшей работы. (Приложение 4)

На уроке отлично работали_______________________________________________

Хорошо работали _______________________________________________________

 

8. Домашнее задание

(15 слайд)

С помощью опорной схемы выполнить упр. № 224

 

(16 слайд)

Всем спасибо за работу. Урок окончен.


Просмотров: 293 | Загрузок: 71
Автор: Панкратова А.В.
Теги: Правописание -не
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar