Конспект и презентация к уроку русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Цель: подвести обучающихся к пониманию условий слитного или раздельного написания не с причастиями.

Задачи:

образовательные:

- повторить правила написания не с другими, ранее изученными, частями речи;

- создать условия для формирования навыка правописания не с причастиями;

2) развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять языковые факты, делать выводы;

3) воспитательные:

- посредством языкового материала воспитывать целеустремленность;

- формировать толерантность;

- совершенствовать способность к самооценке.

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса под ред М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок поможет создать высказывание Конфуция:

Того, кто (не) задумывается о далеких трудностях, (не)пременно поджидают близкие (не)приятности. (Слайд 2)

С анализа данного предложения начинаем урок. Дается задание записать предложение, обозначить орфограммы, ответить на вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания?

Один ученик объясняет написание не с различными частями речи на интерактивной доске, используя инструмент «маркер».

Страница1

 

Актуализация знаний.

Словарный диктант из слов с орфограммой «Не с различными частями речи» с последующей самопроверкой с помощью интерактивной доски. (Слайд 3)

Не прекращать, незаботливый, ничуть не привлекательный, не решительность, а робость, нелепый, ненависть, негодовать.

Страница 2, 2а

После проверки задаем вопрос:

- Какие орфографические правила иллюстрируют записанные слова?

Повторяем правила о правописании не с различными частями речи, перейдя по ссылке на соответствующую страницу интерактивной доски. (Слайд 4)

Страница 3.

 

Попутно повторяем сведения о синонимах, переходя по ссылке на страницу 4.

Страница 4.

 

Формулирование темы и определение целей урока.

Предшествующая работа с орфограммами о правописании не с различными частями речи поможет ребятам ответить на вопрос:

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Открываем страницу интерактивной доски, на которой записана тема.

Страница 5.

 

- Поставьте перед собой задачи, которые необходимо решить в ходе работы на уроке.

После того, как дети сформулируют задачи, с помощью функции «перетягивания» объекта открываем цели урока.

Страница 5а

 

(На презентации слайд 5)

 

Объяснение нового материала.

1. Объяснение нового происходит с помощью работы с интерактивной орфограммой «Не с причастиями» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), после чего дети отвечают на вопросы:

- Как может писаться не с причастиями?

- Как всегда пишется не с краткими причастиями?

- Как пишется с полными причастиями? (Слитно и раздельно).

- Сопоставьте примеры, сделайте выводы о слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

2. Работа с учебником (с. 67, параграф 24)

- Запись схемы о правописании не с причастиями в справочники.

 

Отработка знаний.

Иллюстративный диктант из слов-существительных в рамках учебника (иллюстрации представлены на интерактивной доске).

Страница 6, 6а

Задания по вариантам на закрепление навыка правописание не с краткими причастиями:

2, 3 вариант: Подберите к существительным подходящие по смыслу краткие причастия с частицей не (страница 6а).

 

1 вариант («слабые» дети): От глаголов образуйте краткие причастия, поставьте их в форму ед. ч. м.р., запишите с частицей не. Выполняем задание на интерактивной доске. Страница «Поле чудес» помогает ребятам, проверить, правильно ли они образовали и написали причастия. (Слайд 7)

Страница 7, 7а

 

Физкультпауза.

Страница 8 содержит вложенный музыкальный файл.

 

Отработка знаний (продолжение)

 

Творческий диктант. Слитные написания замените раздельными, и наоборот. Такое задание позволит тренироваться в правописании причастий с зависимыми словами. (Слайд 8)

 

Неосвоенная территория

Еще не закрытое тучей небо

Ничем не защищенный от ветра дом

Непрекращающийся шум

Нескошенное поле

Не видимая невооруженным глазом звезда.

 

Проверяем с помощью интерактивной доски.

Страница 9, 9а

 

Выполнение следующего задания позволит закрепить навык правописания не с полными причастиями в предложениях, где есть противопоставление с союзом а.

К причастиям с не подберите антонимы или словосочетания, противоположные по значению:

С большим удовольствием читаешь не купленную, а подаренную книгу.

Лучше усваиваются не вызубренные, а осознанные правила.

Не подготовленный самостоятельно, а полностью взятый из Интернета доклад слушать неинтересно.

Страница 10, 10а

3. Цель работы с перфокартой «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи» - обобщить сведения о правописании не с различными частями речи.

Такой вид работы позволяет одновременно проверить степень усвоения материала, оперативно провести работу над ошибками, экономя время урока.

Учитель диктует по три слова или словосочетания с длительными паузами.

Ребята записывают только условные обозначения: с – «слитно», р – «раздельно», оформляя записи столбцами по три обозначения в каждой строке. Всего 9 строк.

 

несчастье; не правда, а ложь; нелепость
не был; не мог; не шел
ненавидеть; не любить; недоумевать
нерешительный; не грубый, а вежливый; неряшливый
нечем; не о чем; несколько
негодующий; не выполнен; незаписанный
не зависевший от обстоятельств; невырубленный; никого не удививший
не законченный, а начатый; некрашеный; не выслушан
не поняты; не помогавший в работе; не собранный в корзину.

Один или несколько обучающихся выполняют задание на интерактивной доске. Проверяем, накладывая на записи кружочки. Закрыта кружочками должна быть в данном случае буква С, если она открыта, значит допущена ошибка, об ошибках сигнализирует и закрытая буква Р.

Страница 11, 11а

 

В презентации к уроку этот вид работы отражен на слайде 9.

 

 

Рефлексия.

 

- Что повторили о правописании не?

- Что нового узнали о правописании не?

- Поставьте смайлики напротив утверждений:

 

- хорошо усвоил

- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но есть вопросы

- многое непонятно.

 

На странице интерактивной доски используется утилита множественного клонирования.

Страница 12, 12а

 

Домашнее задание.

1. Параграф 24, упр. 132 – 1 вариант, упр. 133 – 2 вариант, упр. 136 – 3 вариант.

2. Сочинить лингвистическую сказку о правописании не с различными частями речи (по желанию).


Просмотров: 185 | Загрузок: 55
Автор: Федичкина Ю.С.
Теги: Правописание -не
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar