Конспект и презентация к уроку русского языка «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

Цели:  учащиеся должны знать, как образуются отрицательные местоимения,  как они изменяются;

учащиеся должны быть ознакомлены с условиями слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях;
учащиеся должны уметь правильно писать не и ни в отрицательных место­имениях, графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить отрицательные местоимения в тексте.

Оборудование: карточки, таблица, языковой материал.

 

Ход урока.

 

I. Повторение изученного на прошлом уроке.

 

1.           Интеллектуальная разминка. (Слайд 2)

а). Какие местоимения относятся к отрицательным?

б). Что они выражают?

в). Как изменяются отрицательные местоимения?

г). От каких местоимений они образуются?

д). С помощью чего они образуются?

е). В каком случае в отрицательных местоимениях нужно писать приставку не-, а когда ни-?

 

2. Проверка индивидуального домашнего задания.

Один учащийся дома выписывал из художественных произведений предложения с отрицательными местоимениями.

На уроке он их зачитывает, а остальные учащиеся на слух выделяют и называют отрицательные местоимения.

 

П. Усвоение материала.

 

1. Мобилизующий этап. (Слайд 3)

Учащимся раздаются карточки.

Плох (не) известный друг для добрых услуг.
Учись доброму, худое на ум (не) пойдет.
(Не) работа сушит, а забота.
(Не) которые добру научают, а другие на зло наставляют.
Худо тому, кто (не) делает добра (ни) кому.
Плохо тому, кому пойти (не) (к) кому.

 

Внимательно прочитайте предложения.
Чем они похожи?
Написание не с какими частями речи мы уже изучили?
Объясните написание не в изученных частях речи.
Установите, написание не и  ни с какими частями речи мы еще не изучали? Какие это номера предложений?

 

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы: «Написание не и ни в отрицательных местоимениях».

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока. (Слайд 4)

Цели урока: 1) познакомиться с ...

      2) учиться ...

2. Рассуждение - поиск. (Слайд 5)

На доске таблица.

Отрицательные местоимения

Никого

ни у кого

Ничем

ни с чем

Некем

не с кем

Нечем

не за чем

      - Прочитайте слова в первой колонке.

Во второй колонке.
Различается ли написание данных слов?
Чем различается?

       - Посмотрите еще раз внимательно на слова во второй колонке.

       -Чем в них приставки не- и ни- отделяются от местоимений?

Сформулируйте правило правописания приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

3. Работа по учебнику.

а) Чтение правила (стр. 179).

б) Обозначение орфограммы.

III.  Тренировочные упражнения.

Задание 1. Я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на них отрицатель­ными местоимениями. (Ответ записывается на доске с обозначением орфограммы).

О чем? К кому? С кем? С чем? У кого? За что?

Задание 2. На доске запись: (Слайд 6)

а)  рассказать нечего,...

б) играть не с кем, ...

Для справок: (не) (у) кого взять, встречать (не) кого, спрашивать (не) (с) ко­го, не заменить (ни) кем, не сделаешь (ни) чего, не проявляет­ся (ни) (в) чем.

-  Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание. Не забывайте о теме урока.

-  По какому признаку вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? Записываются словосочетания с объяснением написания не и ни в отрицательных местоимениях.

IV.  Самостоятельная работа. (Слайд 7)

1 гр.٭٭ - упр. 425.  2гр.*   - упр. 428.

V.    Итог урока.

С каким правилом сегодня познакомились?
Расскажите его, приведите примеры.

Домашнее задание: параграф 74, упр. 430 (подготовиться к диктанту).


Просмотров: 240 | Загрузок: 47
Автор: Хренова Т.В.
Теги: Местоимение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar