Конспект и презентация к уроку русского языка. Путешествие в страну «Словообразование»

Цели урока:

Образовательные:

 повторить и обобщить всё изученное по теме
Закрепить навыки морфологического и словообразовательного анализа

Развивающие:

Познакомить учащихся с изобразительными возможностями русского языка;
Включить учащихся в процесс словотворчества

Воспитательные:

Развивать навыки групповой и поисковой работы
Воспитывать сопереживания, уверенность в успехе

Задачи:

 Выявить связь значения корня с лексическим значением слова
Повторить способы образования слова
Различать изученные способы словообразования
Развивать и обогащать речь учащихся
Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания

Тип урока – обобщающий (комплексное применение знаний)

Методы и формы учебной деятельности:

Устные сообщения учащихся на лингвистическую тему
Беседа
Обобщение сведений по теме
Работа в группах

Оборудование:

Мультимедийная установка, экран
Веб-камера
Презентации к уроку, раздаточный материал
Словари синонимов
Словообразовательный словарь А.Н.Тихонова
Словарь строения слов З.А.Потиха
Тексты для анализа (распечатка для каждой группы)
Карточки с заданиями для групп
 

Ход урока:

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, необходимо разгадать кроссворд, и по первым буквам, расположенным вертикально, мы с вами определимтему урока.(каждой группе раздаётся кроссворд)

 

1 группаОтвет: СЛОВО

2 группаОтвет: МОРФЕМА

3 группаОтвет: СПОСОБ

4 группаОтвет: ОБРАЗОВАНИЕ

 

По данным ключевым словам определяем тему урока – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Сегодня нам предстоит вспомнить и повторить всё, что изучили и чему научились, работая по теме «Словообразование. Состав слова» (см. приложение). Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите важные языковые закономерности. А теперь определим целии задачи урока, над которыми будем работать.

Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнём с теории. Расскажите о морфемах. Какую роль играет каждая морфема в слове? (Класс заранее поделён на группы, каждой группе было дано предварительное задание)

 

1 группа.  Все слова русского языка состоят из морфем – значимой части слова. Почему значимой? Потому что она несёт информацию о слове. Одни слова (метро, кафе) состоят из одной корневой морфемы; другие – из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, на-пис-а-ть)

Слово в нашем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свойхарактер и облик. У него есть сердце – корень. В корне заключено значение слова. Есть слова с добрым сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

 

2 группа.  Многие школьники уверены, что если суффиксы в словах могут меняться, например, сверкать – сверкающий – сверчок, то уж корень слова – что-то вечное. Иногда, правда, бывает в корне чередование гласных и согласных: собирать – соберу, сушка – сухой. Однако история слов говорит о другом.

 

3 группа.  Голова слова- это приставка, а по-другому она может ещё и так звучать – префикс, от латинского слова «прикреплённый впереди». Она всё время думает, как помочь сердцу – корню – лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Например, шёл – шла –шли. Куда? Зачем? Попробуй догадаться. А если добавить приставку, многое станет понятным: пришёл, сошёл, ушёл, зашёл. Префиксы могут быть словообразовательными, например, в словах бесшумный, передвижение, некрасивый. Вот что значит слово с «головой»!

 

4 группа.   А суффикс – это руки! Да ещё и волшебные руки! Суффикс, или он ещё называется аффикс, может иметь словообразовательное значение. Так, суффикс – CR – в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому, что названо производящим словом». Формообразующие аффиксы образуют различные грамматические формы одного и того же слова.

Суффикс может изменить размер и рост, с ним дом не просто дом, а маленький – дом-ик – или же огромный –дом-ищ-е. Суффикс способен превратить здание в человека- школа – школьник. А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

 

 Учитель. А что же такое окончание? Может ли окончание образовывать новые слова? А как по-другому можно назвать окончание? Флексия. Вспомните, с какими терминами вы сегодня познакомились?

 

-ФЛЕКСИЯ,- АФФИКС, -ПРЕФИКС.  Произнесите эти слова и запомните.

 

Актуализация опорных знаний.

Задание. Определите способ образования следующих слов (обучающиеся выполняют задание на карточках) Проверка при помощи веб-камеры(один ученик от группы приносит ответ на карточке, через веб-камеру на мультимедийной доске весь класс просматривает работу и оценивает)

ТУРИСТКА
ПОДРУЖКА
МГУ
СПЕЦОДЕЖДА
ПРИМОРСКИЙ
ПРЕОГРОМНЫЙ
САМОЛЁТ
БОЛЬНОЙ

  Повторите способ образование слова БОЛЬНОЙ (неморфологический – переход из одной части речи в другую – субстантивация). Очень хорошо, что многие ребята помнят слово субстантивация. Ещё раз проговариваем его и запоминаем.

 

Практическая работа с текстом. Презентация.

 В передней раздался звонок. Бабушка вышла из кухни и открыла дверь. На площадке лестницы стоял мальчик, которого бабушка ещё не видела. Он вежливо спросил: «Извините, тут живёт Гриша Уточкин?»- «Ту-ут», - протянула бабушка. Сам мальчик произвёл на бабушку довольно приятное впечатление. Мальчик был одет в отутюженные брюки и чистенькую тенниску. На груди у мальчика алел галстук. Мальчик держал под мышкой грязную стёганую куртку. В другой руке мальчика был зажат конец верёвки, привязанной к ошейнику собаки. Вот эта стёганка и собака заставили бабушку насторожиться.

 

А) Прочитайте текст и поделитесь своими мыслями, возникшими в ходе чтения текста. Какое слово повторяется?

Б) Вам знакома такая ситуация. Когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема? Что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов?

В) Обсудите в группе, как можно построить работу, чтобы исправить текст. Что для этого необходимо? Какие источники вы будете использовать?

Г) Для выполнения задания вы можете пользоваться словарями, которые находятся у вас на столах.

Д) Рассмотрите статью в словаре, посвящённую слову мальчик. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае, то есть определить лексическую сочетаемость синонимов с другими словами. Каким словарём вы будете пользоваться? Определите способы образования всех слов, которые вы будете подбирать к каждому существительному. (Можно воспользоваться предложенными словами из презентации)

 

Е) Прочтите текст ещё раз и определите, соблюдаются ли теперь в этом тексте лексические нормы?

Ребята, не всегда повтор слов является нарушением. Рассмотрим строки из стихотворения С.Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Повторяется слово НЕ НАПРАСНО  в начале строк. Это Анафора (лексическая) — повторение начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Или  другой пример: строки из стихотворения М.Цветаевой «Крысолов»

 

— Вздох не тот!

— Ход не тот!

— Смех не тот!

— Свет не тот!

 

Повторяется слово НЕ ТОТ в конце строк. Это эпифора — повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Такой повтор называется лексическим.

 

Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

 

Рефлексия. Отчёт консультантов. Были ли трудности в работе? Оцените работу каждого участника группы.

 

Творческая работа в группах «Дерево из слов» (Заранее рисуется дерево без листьев на листе ватмана и крепится на обратной стороне доски, рисуются листочки дерева разной расцветки: для 1 группы –красные, для 2-й –зелёные, для 3-й –жёлтые, для 4-й-оранжевые. В конце работы легко подсчитать, какая группа больше образовала слов)

Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употребительнее корень. Тем он жизнеспособнее тем больше от него образуется новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Вот одно из таких деревьев с корневым словом- ВОДА.Вам необходимо образовать производные слова, используя словообразовательные слова, 1 группа – имена существительные, 2 группа – имена прилагательные, 3 группа – глаголы, 4 группа – сложные слова. На листочках вы пишете слово и приклеиваете его к дереву. Работаем на скорость и правильность выполнения.

Вывод: историю каждого слова нельзя узнать, не поняв, как оно образовалось, на какой ветке «выросло». У нас получилось словообразовательное гнездо.

 

Рефлексия. Составление синквейна. Каждая группа выбирает себе морфему, по которой составляет синквейн.

1 группа выбрала приставку, 2 группа – корень, 3 группа –суффикс, 4 группа-окончание.

Блиц-опрос. Замените предлагаемые словам синонимами, представляющими собой сложные слова. Назовите способ образования сложного слова.

Высотный дом (многоэтажный)
Блондин (светловолосый)
Усердный, прилежный, старательный (добросовестный, трудолюбивый)
Болтовня (пустословие)
Мгновенно (молниеносно)
Разлив реки (половодье)
Сверстник, ровесник (одноклассник, однолеток)

Итоги урока.

Какие научные термины мы использовали сегодня на уроке?
Выполнены ли цели, которые были поставлены в начале урока?
Что можете сказать о работе в группе, коллективной работе? Чувствовали ли вы поддержку товарища в группе?

Оценка работы групп.
Домашнее  задание:

Подобрать производные слова к следующим словам: горсть, календарь, лететь, составить словообразовательное гнездо.
Записать 3 предложения или словосочетания со словами, образованными неморфологическим способом.


Просмотров: 244 | Загрузок: 62
Автор: Серых А.И.
Теги: словообразование
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar