Конспект и презентация к уроку русского языка "Причастие. Повторение и обобщение изученного"

Цели урока:

систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике;
воспитание бережного отношения к слову.

Задачи урока:

закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;
совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

Оборудование урока:

Распечатки материалов для  работы учащихся.
Мультимедийная установка.

 

Ход урока

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В. Даль

1. Учитель читает строки:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению  напоминаю.  (П.Чесноков)

-  О какой части речи эта загадка?

- Обращение к эпиграфу.

   В. Даль заметил, что « Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного».   Как понять смысл этого высказывания? Почему эти слова я взяла в качестве эпиграфа?

2. Сообщение темы урока

– Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.

 Что будет важно для нас на уроке? Сформулируйте его цель.

Повторить  теоретические сведения по теме, обобщить и систематизировать полученные знания о причастном обороте, повторить орфограммы и пунктограммы по теме.

3. Проверка домашнего задания. Используя вопросы упражнения 200, расскажите о причастии, ответ иллюстрируйте примерами.

4. Орфоэпическая разминка

Балованный

Дышащий

Звонящий

Начатый

Новоприбывший

Премированный

Углубивший

Созданный

Посаженый отец

Названый брат

5. Исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните, чем они вызваны?

1) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

2) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

3)Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца.

6. Объяснительный диктант.

Графически объясните орфограммы, определите, где действительные, где страдательные причастия.

Скачущие кони, неизученная дорога, программа выполнена, раненый боец,   слабо озаряемая, рассматриваемый проект, запущенный на Луну,  лечащий врач, услышанные шаги, маринованные грибы, едва видимая, рассыпанный по небу, растаявший снег, крашеное покрытие, кованые листья.

7.  Дополните предложения подходящими  по смыслу причастиями (смотри слова для справок); выделите запятыми, где необходимо, причастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

Мы вошли в лес………………… .  ………………...  дорожка вела к морю. Мы часто останавливались …………………………. . На ………………..траве лежали ……….. листья. Березы покрылись золотой листвой ………………………………..                                                    Очень красивы клены  ………………………………………………….. . Часто мы видим желтые листья …………………..     И на дорожках листья ……………………………… Иногда попадается дача  ……………………...

 

Слова для справок:

Расчищенная, опавшие,  сверкавшей на солнце, освещенный лучами осеннего солнца,  окруженная деревянным выкрашенным забором,  пораженные яркой красотой леса, тихо падающие на землю,  печально шуршащие под ногами, пожелтевшей, одетые в багряную листву.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

- Сравните тексты с причастиями и без. Какова роль причастий?

8.  Стилистическая роль причастий.

- Всегда ли уместно употребление причастий? Чтобы ответить, послушайте  отрывок из фельетона В. Ардова «Суконный язык». 

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, лома­ющейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пу­гающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, за­грязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

 

- Почему текст вызывает улыбку?

 Какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

На этот вопрос нам помогут ответить ваши одноклассники.

Ученик 1.  Для разговорного стиля употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. Причастный оборот более соотнесен с книжными стилями. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. "Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов", - писал Ломоносов. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

В теории  "Трех штилей" Ломоносов  делит литературный язык на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Так вот, согласно этой теории, причастия следует использовать в произведениях высокого стиля, так как они придают речи торжественность и оттенок высокости.

О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать.

Ученик 2.  Возможность соединения действия и указания на признак предмета в одном слове увеличивает семантическую емкость причастий, позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом". Пушкин широко использовал причастия в своих произведениях.

а)

Он видит: он еще любим; 
Уж он раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье:

б)

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега:

Ученик 3.  Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко. Например:  Наречие - самостоятельная часть речи, которая не изменяется. (звучит длинно и не совсем красиво). А если часть предложения заменим на причастие, то получится: Наречие - самостоятельная неизменяемая часть речи. Кратко и емко. И звучит красиво.

 Также и в деловой речи. Здесь необходимо сказать о кратких причастиях. Краткие причастия, используемые в деловом стиле, во-первых, выражают волевые акты, во-вторых, как бы "обезличивают" предложения. Вот, например, запрещено, запланировано, предусмотрено, рекомендовано, установлено. После рассмотрения материалов дела установлено, что факт данного правонарушения доказан. Причастия установлено, доказан. 

Ученик 4.  Есть еще одна сфера использования причастий - тексты художественного стиля. Дело в том, что причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека. Недаром еще Пушкин в своих поэтических произведениях широко использовал причастия как изобразительно-выразительное средство.

а)

Проснувшись рано, 
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор:

б)

Но шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной 
Забав и роскоши дитя. (Пушкин)

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в черном небе. (А.Ахматова). 

9.Тест

1 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) лаявшая собака
Б) волнистые волосы
В) солнечное утро
Г) холодные руки

2. В каких причастиях -ащ-, -ящ-?

А) пиш.щий человек
Б) се.щий дождик
В) пен.щийся поток
Г) кол.щийся предмет
Д) стро.щийся стадион

3. В каких причастиях н?

А) отправле.ое  письмо
Б) письмо отправле.о
В) жаре.ые в масле грибы
Г) мороже.ая рыба

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) окруж.нный друзьями
Б) измуч.нные путники
В) кипяч.ная вода
Г) неезж.ная дорога

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)отправленное письмо
Б) (не)отправленное мною
В) (не)выполненное задание
Г) (не)замечена ошибка

6. В каком предложении есть обособленный причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

2 вариант

1. В каком словосочетании есть причастие?

А) дремучий лес
Б) дремлющий ребенок
В) шершавые руки
Г) старший брат

2. В каких причастиях -ущ-, -ющ-?

А) вер.щий всему
Б) терп.щий боль
В) клее.щий бумагу
Г) стел.щийся туман
Д) колыш.щийся камыш

3. В каких причастиях н?

А) засея.ое поле
Б) поле засея.о
В) вяза.ая мамой кофта
Г) варе.ый картофель

4. В суффиксах каких причастий пишется Ё?

А) вооруж.нный солдат
Б) смущ.нный ученик
В) обиж.нный малыш
Г) занавеш.нное окно

5. Какие причастия пишутся с не раздельно?

А) (не)проверенная работа
Б) (не)проверенная учителем
В) (не)скошена  трава
Г) (не)прочитанная книга

6. В каком предложении есть обособленный причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)

А) Расчищенная дорожка вела к морю.
Б) Мы вошли в лес  освещенный осенним солнцем.
В) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
Г) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

 

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания.


Просмотров: 213 | Загрузок: 60
Автор: Черникова О.В.
Теги: причастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar