Конспект и презентация к уроку русского языка "Причастие"

Предметные цели урока: учащиеся должны уметь опознавать причастия в тексте, определять вид, грамматические и морфологические признаки, обособлять причастные обороты.

Метапредметные цели: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре и группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Межпредметные связи: музыка, живопись, фото, литература. 
Оборудование: интерактивная доска, опорные схемы, тексты на партах, презентация
ХОД УРОКА:
Организационный момент. Подготовить учащихся к работе на занятии.
Вступительное слово учителя.
Этап целеполагания:
Ребята, сегодня нам нужно подготовиться к творческой работе под названием «Моя малая родина». Наш урок проходит после изучения всех правил по теме «Причастие», а значит, вы можете определить основные задачи, которые будут стоять перед вами.
Ребята формулируют задачи урока: слайд №2
1. Повторить основные признаки причастия.
2. Обобщить правила орфографии по этой теме.
3. Систематизировать пунктуационные правила по теме «Причастие».
4. Рассмотреть роль причастия как средства выразительности в создании ярких образов.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия
Этап осмысления учебного материала

Перед учащимися ставится проблемно-поисковое задание: объяснить пропущенные орфограммы. Слайд№3
         Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?

      По–моему,   малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т   вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.

    Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения

Евгений Носов

Продолжите предложения: слайд№4

 Причастие – особая форма глагола, которая обозначает ………отвечает на вопросы: ……? ……..?  ……? ……..?

действительные причастия обозначают ……………………………………

страдательные причастия обозначают……………………………………………..

 

Работа в группах: Слайд№5

Заполнение таблицы:1 группа заполняет чистую таблицу, 2 группа заполняет таблицу частично заполненную

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции; способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства средства для решения различных учебных задач

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Самостоятельная работа в группах:  Слайд№6

Работа с текстом: выявление качества и уровня овладения знаниями .
 

Задания к тексту: Слайд№7

-В предложениях 19-21  найдите словосочетания,  соответствующие данным схемам:  

1 группа  причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом;

-   Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

-   найдите в предложении причастие, которое  пишется  1 группа  с НН, 2 группа  Н?

-   найдите  в предложении слово, где  НЕ с причастием пишется   1 группа  раздельно,  2 группа  слитно?

- измените 1 предложение так, чтобы запятой не было?

- Перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым

- I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками

- II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками

На следующем этапе урока учитель знакомит учеников с пейзажами красивых мест  хутора. Знакомство происходит под казачью музыку. Слайды №8

Задание: Ребята, сегодня мы с вами попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. Вам необходимо отобрать те словосочетания, которые можно использовать в своём сочинении о малой родине (запишем их). Слайд№9

Творческая работа. Слайд№10
Какова роль причастий в отрывках этих стихотворений?

 

Покрывшись инеем слегка

Веселым, чистым манит звоном

К себе застывшая река,

Блестя излучиной за домом

Неглубокая, неприметная,

Ручейком устремленная вдаль,

Для меня она добрая, светлая,

Она радость моя и печаль

Анатолий Широков

Над речкой горбатый мостик

И месяц, упавший в траву,

Все это, что с детства так свято,

Я родиной милой зову.

Владимир Политов

 

Подведение итогов Слайд№11

 

Где-то там, в садах, над тихой речкой,

Затерялся милый хуторок.

В памяти останется навечно

Детства незабвенный уголок.

Край казачий! Сторона родная!

Я всегда на зов твой отзовусь.

Без меня ты обойдешься, знаю

Я же без тебя не обойдусь!

 

Владимир Политов.

Каково впечатление от увиденного и услышанного?

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; замечают допущенные ошибки; осознают его в решении учебной задачи

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы, для уточнения последовательности работы

Этап подведение итогов. Слайд№12 
Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
- Что вам запомнилось сегодня на уроке?
- Каким настроением проникнут урок?
- Над чем необходимо еще поработать?
- Решена ли основная задача на уроке?

Учащиеся сдают листы обратной связи
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу

Личностные:  приобретают мотивацию к процессу образования

Домашнее задание (разноуровневые):

 1) составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,  2) напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:

«Улица моего детства»

«Один день моего села»

«Лучшие люди нашего села»

Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.


Просмотров: 123 | Загрузок: 40
Автор: Ермакова Р.А.
Теги: причастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar