Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание Н-НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях"

Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв Н в омонимичных словах.

Проверка домашнего задания

2 ученика работают на обратной стороне доски

Карточка 1: раскрать скобки, всё объяснить

Пусты(н,нн)а дли(н,нн)ая(не)моще(н,нн)ая улица.

Карточка 2: из д/упр.207 (Бабайцева) выписать все слова с Н – НН, объяснить написание (по-осеннему, непременно, серебряные, песчаном, помороженный, простуженный, раненый, контуженный, бешеные).

Остальные работают вместе, комментированное письмо с использованием Справочника, 2 человека ведут, работая на центральной части доски

1 ученик:

Местность пустынна

Поступил бесчувственно

Бешеный хищник

Нежданный гость

ЗапломбирОванный зуб (ударение в этом слове?)

2 ученик

Упражнение не сделано

Утро туманно

Раненый адъютант

Подлинный автограф (словарная работа – на Руси при допросе били длинными палками, добиваясь «подлинной правды»)

Прошёл организованно.

Проверка всеми учениками д/упр.207 с доски по образцу, данному сильным учеником.

Проверим, как расставили знаки препинания – читаю текст упражнения сама.

Проверка задания, выполненного учеником на обратной стороне доски.

Новая тема.

Сегодня нас интересует более сложный случай.

Попробуем определить на слух, как писать (вывожу на интерактивную доску:

Море взволнова(н,нн)о

Море взволнова(н,нн)о шумело

Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

На слух звучит почти одинаково, но слуху не доверяю, а рассуждаю.

Показываю на интерактивной доске, как надо рассуждать:

Море (каково?) взволновано, волнуется, идут волны, взволновалось. Заменила глаголом в прошедшем времени, значит это краткое причастие, а в нём всегда одна Н.

Море шумело (как?) – по вопросу определила, что это наречие, а в наречиях столько Н, сколько в исходном слове: взволнованное – полное причастие с приставкой. Значит, НН. И в наречии НН.

Лицо девочки (каково?) взволнованно, взволнованное, тревожное (а не взволновалось), значит, краткое прилагательное, а они пишутся, как полные слова: взволнованное.

Кто попробует повторить объяснение? (убираю с интерактивной доски свои записи).
Запишем вывод в виде таблицы в наши Справочники

     

наречие

краткое прилагат

краткое причастие

как?                               относится к глаголу

каково? но                          имеет переносное значение, можно заменить  синонимом- прил. или полным прилагат.

каково? но                        можно заменить глаголом в прошедшем времени, задать вопрос  ЧТО СДЕЛАНО?

столько Н, сколько в        исходном слове.               Шумело (как) взволнованно (взволнованный)

столько Н, сколько в исходном слове.                              Её лицо (каково? какое?) взволнованно  (взволнованное = тревожное)

Всегда одна Н

Море (каково? что сделано?) взволновано  (взволновалось)                                

 

Итак, самое главное – не ошибиться в определении части речи.

Закрепление знаний.

Коллективная работа. Со словом расстрое(н,нн)о составим 3 предложения.

(Отвечал расстроенно. Движение колонны демонстрантов было расстроено. Выражение её лица было расстроено.)

Самостоятельная работа: выполнение перфокарты.

 

Вариант 1

Отметить те случаи, когда пишется НН.

Это общество было организова…о недавно.
Заседание совета школы прошло организова…о.
Моя подруга организова…а и внимательна.
Решение было давно мною обдума…о.
Ученик отвечал  на вопросы учителя обдума…о и чётко.
Мать удивлё…о посмотрела на сына.
Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.

 

Вариант 2

Отметить те случаи, когда пишется НН

Ребята, увлечё…ые игрой, ничего не заметили вокруг.
Ребята играли увлечё…о.
Звено увлече…о игрой в шахматы.
Лицо девочки было взволнова…, тревожно.
Шумело взволнова…о море.
Командир был взволнова….
Море было взволнова…о.
Набежавшие было облака рассея…ы сильным ветром.
На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассея…ы.
Сегодня он отвечал рассея(н,нн)о

 

Творческая работа.

Рецензируя сочинения товарищей, часто используем выражения:

Работа (не)продума(н,нн)а

(Н…)чего (не)сказа(н,нн)о

Изл…гает мысли пута(н,нн)о

Наруше(н,нн)а последовательность в изл…жении мыслей

Тема раскрыта аргументирова(н,нн)о

Допуще(н,нн)о (не)значительное ко(л,лл)ичество ошибок

 

Запишите все 6 выражений: где умеете объяснить, оставьте мою форму; где не знаете, как пишется – попробуйте заменить синонимичным выражением, например: При раскрытии темы использовал много аргументов.

 

Учитель в это время проверяет перфокарты.

 

Проверка творческого задания с помощью интерактивной доски.

Кто сохранил всё так, как у меня?

Кто сумел полностью избежать употребления слов с Н-НН (поступил хитро)? Зачитать работу.

Сравните, как звучат 2 работы. В чём разница? (для официального стиля, для разговорного)

Результат работы по перфокарте – оценки в дневник.

Анализ ошибок сделаем на следующем уроке.

Домашнее задание: по Справочнику упр.206.


Просмотров: 141 | Загрузок: 54
Автор: Дёмина А.А.
Теги: Правописание -н
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar