Конспект и презентация к уроку русского языка "Понятие о союзе"

Цели урока:

 Образовательная: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи;
Развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, представления  о   возможностях использования ИКТ в образовательном процессе.
Воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся.

Задачи урока:

формировать умение определять роль союзов в предложении;
закрепить умение ставить знаки препинания при  однородных членах и в сложном предложении.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред.С.Н.Пименовой.

        Компьютер, проектор или интерактивная доска, экран.

        Памятки «Группы союзов по строению»

Ход урока

Организационный момент.

Постановка цели урока.

Словарно-орфографическая работа.

Учитель.

– Советую вам относиться к словарям и справочной литературе относиться так же, как пишет С. Щипачёв.

Листать словари и глазами

Вливаться в них – радость моя.

Страницы подняв парусами,

Порой дохожу и до Я…

К томам этим чаще и чаще

Спешу, как в надёжности вех,

Чтоб не заплутаться мне  в чаще

Вопросов, что ставит наш век.

– Найдите на стенде новые слова для пополнения вашего словаря. А какие из них даны для повторения?

 

(На стенде «Мой словарь» представлены слова: архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство; потому что, оттого что, так как, как будто)

– Прочитайте слова. Загляните в толковый словарь.

– Многозначными словами или омонимами являются слова «ансамбль», «архитектура»? Как вы это определили?

– Выпишите словосочетания, показывающие их многозначность. Свяжите с данными понятиями слова «искусный», «искусственный», «искусство»; составьте самостоятельно словосочетания.

– К какой части речи относится другая группа слов? (Союзы)

  С ними нам и предстоит работать следующие уроки.

 

Изучение новой темы с попутным повторением изученного материала.

Работа с презентацией к уроку 1, выполнение теста (слайды №3-5) на повторение:

1. На какие вопросы отвечает предлог?

а) Где? Куда? Откуда? Как?

б) Когда?

в) Не отвечает на вопросы

2. Какое значение имеет предлог?

а) Пространственное

б) Вместе с окончаниями существительных выражает значения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.

в) Временное

3. Какие синтаксические функции выполняют предлоги?

а) Только вместе с существительными, местоимениями, числительными входят в состав членов предложения.

б) Являются обстоятельством.

в) Являются дополнением.

4. На какие группы делятся предлоги?

а) Производные и непроизводные.

б) Предлоги не имеют никаких морфологических признаков.

в) Именные и глагольные.

а) По падежам.

б) Не изменяются.

в) По числам и родам.

 

Чтение § 148 «Теории»

- Что нового узнали о союзе?

- Какое лексическое значение имеет союз? (Нет лексического значения, а значения их чаще всего проявляются только в предложении.)

- Для чего служат союзы? (Для связи однородных членов в предложения и для связи простых предложений в составе сложного)

          - Каким членом предложения являются союзы? (Они не являются членами предложения)

          -   Познакомиться с материалами слайдов № 6-7

Заглянем в словарь

              Союз   –  1)взаимныя узы,связь, скрепа, соединенье,

                              смык, сцепление…; часть речи, частичка,

                              связующая слова.

Толковый словарь В.И.Даля

 

                              2)заимствовано из старославянского языка. Образовано

                                 с  помощью приставки съ- от «юз» (смотри узел,уж,

                                 вязать, узы).

Краткий этимологический

словарь русского языка

Н.Шанский и др.

Из жизни союзов

      Союз – это очень древнее название части речи и по происхождению является калькой с греческого языка. (По словам И.Срезневского, «частица речи»).

       Количественно это сравнительно небольшая  группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится И (второе место), А (десятое место) и НО.

       Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».

                             В.Иванова, З.Потиха, Д.Розенталь

 

Работа со слайдами презентации (со слайда № 8 по 10)

                               Союз – служебная часть речи

связывает

1) однородные члены

В..сна пришла  и  пр..несла т..пло.

2) простые предложения в составе сложного

3) предложения в тексте

Едва наступила эта пора со..нце пригрело и пр..рода нач..ла просыпат.?.ся.

 

Диктант.  Запишите предложения, подумайте, объединяет ли их общая мысль с предложениями слайда?

         Когда земля прогреется, природа оживёт. Зазеленеет всё вокруг, и радостно защебечут птицы. Снег тает быстро, потому что солнце сильно припекает.

         Не только люди, но и звери, птицы рады весеннему обновлению природы.

 

           - Какой тип речи перед нами? А к какому стилю речи можно отнести данные предложения? Как можно озаглавить текст?

           - Поработайте с орфограммами.

          - Проверьте себя. (Слайд № 11)

 

     4. Какие группы союзов по строению мы записывали в начале урока:   простые или составные? (Слайд № 12)

 

     5. Работа с текстом упражнения 333. Определите роль союзов в тексте и скажите, к какой группе по строению они относятся?

 

   IV.   Закрепление изученного материала.

     1. Работа с памятками (на партах у каждого), дополните таблицу.

 

Группы союзов по строению

Простые

Составные

и, а, но, да, тоже, также, зато, чтобы, что, …

потому что, так как, вследствие того что, то есть, …

 

2.Составить сложные предложения, используя союзы, на искусствоведческую тематику (упражнение 334)

 

Творческое списывание (слайд №13). Добавьте уместный союз в пословицу.
Проверка. (слайд № 14)

 

   V.Рефлексия

Что нового узнали о союзе?
Какие были затруднения при выполнении заданий?

 

  VI. Домашнее задание

§ 148 «Теории», упражнение 335 (1группе), сочинение - миниатюра с включением разных по строению групп союзов на тему «О чём мечтал весенний лучик?»

 

Используемая литература

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2006
Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 2-е полугодие. Тетр.2. – Калининград: Редкая книга,1996.


Просмотров: 229 | Загрузок: 65
Автор: Халяпина Л.Н.
Теги: союз
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar