Конспект и презентация к уроку русского языка "Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных"

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

 - обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки, электронный тренажер, презентация.

 

Ход  урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А). Дифференцированные карточки.

                     Карточка №1  (для слабого ученика)

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

      Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

 

                     Карточка № 2 (для сильного)                                РАБОТА У ДОСКИ

      Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

 

Б). Фронтальный опрос.   (Слайд 1)

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от  названия,  можем ли мы сказать , что эта тема для нас абсолютно новая?

-  Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

-  Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

 

В). Проверка выполнения  карточки у доски.

 

3. Изучение новой темы.

    А). Целеполагание.      (Слайд 2)

    Б). Создание проблемной ситуации.      (Слайд 3)

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое  поможет нам  сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

 

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

   На доске делается запись :    

 Дочь умна и воспитанна.      Девочка хорошо воспитана бабушкой.     

Море взволновано.                  Лицо девочки было взволнованно.

Некоторые люди очень рассеянны.     Семена рассеяны по полю.

 

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

- Проверять умеем? (Умеем).

- Как? (Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

 

- Почему количество  «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?      (Слайд 4)

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

 

    В). -  Смысловое чтение (работа по учебнику)  «Применяя правило, рассуждайте так…» стр. 61

 

         - Алгоритм     (Слайд 6)

 

4. Закрепление

а).   Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

    Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

 

б). Работа в группе.   Работа с электронным тренажером.

 

В). Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

 2. Горизонтальное вправо – влево.

 3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

 4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

 

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить  значок в ячейке выбранного вами варианта  ответа  (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

 3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10.  Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

 

Проверим и оценим себя сами     (Слайд 7)

 

5.Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

 

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125  (Слайд 8)

*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

 

Литература

Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку.Экзамен, М.2012.

Русский язык Баранов М.Т...М.,Просвещение,2010.


Просмотров: 526 | Загрузок: 142
Автор: Юдина Т.А
Теги: Правописание -н
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar