Конспект и презентация к уроку русского языка "Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий"

Цели урока:

1. Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2. Повторить орфограмму О-Е-Е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных и существительных

3. Формировать умение находить орфограмму Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

1.Орг. момент, мотивация учащихся, включение в работу (смыслообразование)

- Друзья, наведывайтесь чаще

 В орфографические чащи!

Вы для ума найдете пищу,

 Да и в тетрадях станет чище!

- Я не случайно начала урок с такого приветствия. Какие звуки в стихотворении обратили на себя ваше внимание?

- Помогу: Есть очень тихие слова.

                  Они шуршат едва-едва.

                  Ну, например, шалаш, камыш,

                  Иль, скажем, шорох, шина, мышь.

- Какие звуки делают эти слова «тихими»?

- В каких орфограммах мы встречали опознавательный признак – шипящий перед гласными?

2.Актуализация первичного опыта учащихся путем использования задания на повторение:

(построение логической цепи рассуждений)

- Вспомним эту орфограмму. СЛАЙД 1

-  Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте 2 строчки для записи темы урока.

 

- СЛАЙД 2. Запишите словосочетания, графически объясните выбор гласной после шипящего в корнях, суффиксах, окончаниях прилагательных и существительных:

Тихий ш..пот

Ровный ш..в

Солнечным  луч..м

Темной туч..й

Плюш..вый медведь

 

- СЛАЙД 3. Проверьте записанное (слайд), прокомментируйте.

- Что является условием правильного написания гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?

3.Организация наблюдения над языковым материалом, поиск решения, открытие нового знания через подводящий диалог

(анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения)

(целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно)

(построение логической цепи рассуждений)

- Попробуйте применить правило к правописанию следующих слов (предъявляются СС – СЛАЙД 3.)

Освещ..нный светом

Выкраш..нная скамья

Трава скош..на

Друг огорч..н

- Вы смогли выполнить задание, используя известное правило?

- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Какая это часть речи?

- Докажите, что это причастия

-Определите разряд и время причастий

-Предположите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

-Запишите тему урока – СЛАЙД 4

- Определите учебную задачу, продолжив предложение:

А) Выяснить..

Б) Научиться..

В) Исследовать..

- Так как же быть с причастиями, в которых пропущены буквы? Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно написать гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных?

- СЛАЙД 5. Давайте применим данные требования к нашим причастиям.

Освещенный    

Выкрашенная

Скошена

Огорчен

 

- Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

4.Формулировка правила

(представление информации)

- Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

5. Чтение правила, сравнение со своей формулировкой, приведение примеров

(сравнение информации)

(сотрудничество, постановка вопросов, оценка действий партнера)

- Проверим себя. Откройте учебник на стр.261, прочитаем правило вслух.

- Есть ли в тексте новая информация? О чем не сказали?

- Какие вопросы у вас возникли?

 

- Расскажите друг другу о правиле написания букв Е - Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры.

-  Оцените рассказ друг друга

 

6.Развитие умений правописания гласных Е-Е в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени

(определение цели, действия по плану, коррекция – внесение необходимых изменений в продукт, оценка)

(представление информации в разных формах)

(сотрудничество)

 

Будем учиться применять данное правило.

1)СЛАЙД 6. Образуйте от данных глаголов полную и краткую форму страдательных причастий прошедшего времени, попутно объясняя правописание:

Об..бщить  -…… - ……

Огр..ничить -…… - ……

Погл..тить -….. - ……

И..печь - ……. - ……

- В каких корнях встречается чередование согласных в корне?

2) Поработаем с учебником. Откройте  учебник на странице 262 упр.622.  Задание по вариантам: 1в. – выписать причастия с буквой Е в суффиксе; 2в. – причастия с буквой Е. Орфограмму обозначить.

- Обменяйтесь тетрадями. Сверьте  работу друг друга с образцом. СЛАЙД 7. Оцените работу, поставьте отметку на полях:

                                                                     «5» - без ошибок

                                                                     «4» - 1-2 ошибки

                                                                     «3» - 3-4 ошибки

                                                                     «2» - более 4 ошибок

- Кто справился без ошибок? Молодцы. Остальные еще потренируются.

3)- С какой целью употребляются причастия в речи?

 

- СЛАЙД 8. В тексте, который я предлагаю вашему вниманию, пропущены причастия. Восстановите деформированный текст, записанный на карточках,  воспользовавшись словами для справок.

Мы вошли в лес, … лучами осеннего солнца. …дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, …яркой красотой леса. На … траве лежали … листья. Березы покрылись золотой листвой, … на солнце. Очень красивы клены, …в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо … на землю. И на дорожках листья, печально …под ногами. Иногда попадается дача, … деревянным …забором.

Слова для справок: освещенный, расчищенный, пораженный, пожелтевший, опавший, сверкавший, одетый, падающий, шуршащий, окруженный, выкрашенный

- Прочитайте получившийся текст.

- Кто выполнил задание по-другому?

- СЛАЙД 9. Вот как у автора.

- К какому типу речи относится? Докажите.

- Какова стилистическая принадлежность текста?

- Какую еще функцию выполняют причастия и прилагательные  в художественном тексте?

- Какой художественный образ создан в данном отрывке?

- Объясните постановку запятых  в предложениях.

- Найдите и выпишите слова, которые соответствуют теме нашего урока, графически объясняя орфограмму.

- СЛАЙД 10. Оцените свою работу, используя алгоритм.

7.Рефлексия

 

(оценка результата)

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Вернемся к началу урока. Выполнили ли вы учебную задачу?

СЛАЙД 11. Допишите предложение:

А) Я узнал…

Б) Я убедился…

В) Оказывается …

-СЛАЙД 12.  Оцени свою работу на уроке. Поставь отметку на полях:

«5» -работал активно на всех или почти всех этапах урока: сделал верно не менее 95% всех заданий

«4» - работал активно на одном из этапов, но много думал; выполнил 80-90% всех заданий

«3» - не успевал полностью выполнять задания, но тему урока понял

- Сдайте тетради, вложите  карточки

8. Домашнее задание

СЛАЙД 13. Домашнее задание у вас будет творческое, но связанное с орфограммой  О-Е-Е после шипящих в  морфемах разных частей речи.

 Всем известна игра «Крестики-нолики»: на игровых полях записаны слова с пропущенными буквами после шипящих. Нужно определить, по горизонтали, вертикали или диагонали вставляемые буквы будут одинаковыми. Пример подобного задания получит каждый из вас.

Дома составьте по 2 комплекта игровых полей с орфограммой, которую изучили, и О-Е в суффиксах и окончаниях других частей речи. Оформить на карточках.

СЛАЙД 14. Спасибо за урок.


Просмотров: 357 | Загрузок: 58
Автор: Смирнова О.А.
Теги: причастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar