Конспект и презентация к уроку русского языка "Деепричастный оборот"

       Цели  урока: закрепить навыки пунктуационного оформления деепричастного оборота; познакомиться с синтаксическими нормами построения предложений с деепричастным оборотом; закрепить навыки работы с текстом искусствоведческого  характера; познакомиться с творчеством художника И.К. Айвазовского.

       Оборудование: репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», текст искусствоведческого характера, презентация.

       Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III. Работа с высказыванием  В.Сухомлинского. (Учащиеся записывают его в блокнотики).

     Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом… Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

                                                                                                  В.Сухомлинский

А сегодня мы вместе с вами полюбуемся красотой моря.

IV. Работа с текстом. Текст распечатан для каждого ученика.

Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится  пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.

     Море… Кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слышишь  легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…

     Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Когда мы смотрим на его картину «Девятый вал», то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн. Неукротимая стихия бушует, отчаянно клокочет и сокрушает все на своем пути,  устремляется вдаль. Величие природы  покоряет и увлекает непредсказуемостью,  заставляет забыть о проблемах. Человек любуется природой, восхищается ее великолепием и пытается постичь тайны гармонии, считает  себя частичкой мира.

     На картине художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватиться за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение.

    Золотой свет солнца разгорается над людьми и пронизывает картину, усиливает ее общий оптимистический характер. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны. Воля, мужество, вера человека окажутся сильнее стихии.

     Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано И. Айвазовским с замечательной смелостью и силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

     Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили смотреть много раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

V. Изучение нового материала. Работа с заранее распечатанным для каждого ученика справочным материалом.

     Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что деепричастие (деепричастный оборот) и сказуемое обозначают действие одного и того же лица.  Поэтому  прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (сущ. или мест.  в  И.п.). Необходимо помнить, что подлежащее в односоставных предложениях может быть легко восстановлено.

     Грамматически верные продолжения предложения:

Подлежащее в И.п, которое выполняет основное и добавочное действие.
Глагол-сказуемое в определенно-личном и в неопределенно-личном предложении в форме 1-го или 2-го л. изъявительного наклонения. Подлежащее легко восстанавливается (определенно-личное предложение – я, ты и др.; неопределенно-личное – они, кто-то) и выполняет как основное, так и добавочное действия.
Глагол-сказуемое в повелительном наклонении в определенно-личном и в неопределенно-личном предложении.

     Существует несколько  типов ошибок, связанных с употреблением деепричастного оборота, которые могут повлечь неправильные варианты ответа:

Глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов и лиц:  Прочитав текст, разные мысли посетили меня.
Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, в котором нет инфинитива: Подходя к дому, было весело.

Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при инфинитиве:  Мне пришлось уехать далеко от родных мест, не имея возможности встречаться с друзьями.

Предложение включает страдательную конструкцию: Доехав до поворота, машина была остановлена.

VI.  Закрепление нового материала.

     Выберите правильное продолжение предложения.

Взглянув на часы,

у меня осталось много времени.
время шло медленно.
я обнаружил, что осталось много времени.
стрелки еле двигались.

Играя в футбол,

воспитывается чувство коллективизма.
у меня подвернулась нога.
незаметно пролетело время.
вы должны соблюдать правила.

Читая русскую классическую литературу,

вы обогатите себя знаниями истории нашей родины.
есть чему поучиться у многих героев.
 восхищает стиль таких писателей, как Чехов, Бунин, Короленко.
воссоздается быт и нравы нашего народа.

VII. Повторение пройденного. Правописание НЕ с различными частями речи.

     (Не)исчезая надолго, (не)умеющий петь, шарф (не)связан, (не)рассчитывая на успех, (не)крашеный пол, (не)смотря по сторонам, (не)близок, а далек, далеко (не)благородный, (не)встреченный мною, (не)чаянная радость, (не)горе, а счастье, (не)ответив, (не)навидя, (не)ощутив, (не)замечая, (не)годуя. 

VIII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить текст-описание картины В.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», используя деепричастные обороты.


Просмотров: 225 | Загрузок: 67
Автор: Ролдугина О.Н.
Теги: оборот
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar