Конспект и презентация к уроку русского языка "Деепричастие"

Цели урока: закрепление сведений о деепричастии; повторение орфографии и пунктуации;  развитие умений различать деепричастные и причастные обороты; совершенствование навыков и умений конструировать предложения  с деепричастными оборотами; привитие учащимся культуры поведения в общественных местах.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

Приветствие учащихся, сообщение целей урока.
Фронтальный опрос.

Что такое деепричастие?

Каково грамматическое значение деепричастия как части речи?

Назовите морфологические признаки деепричастий?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

 Работа с текстом.

Задание: выпишите из текста сначала одиночные деепричастия, затем деепричастные обороты.

       Встречаясь с взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой свою спутницу.

 Тренировочные упражнения.

Задание1.   Замените один из глаголов деепричастием, запишите полученные предложения, расставив знаки препинания.

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

      Задание 2. Придумайте предложения, которые соответствовали бы данным схемам. (Приложение)

      Задание 3. Сравните причастия и деепричастия по следующему плану:

От слов какой части речи образуются причастия и деепричастия?
Что обозначают?
Признаки каких частей речи сочетают в себе?
Как изменяются?
Чем отличаются по морфемному составу?
Какими членами предложения могут быть?
Какой член предложения обычно распространяют?

Задание 4. Найдите предложения с причастными оборотами.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.
Поднявшись, он быстро подошёл к окну.
Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
Усеянное звёздами небо манило к себе.

Задание 5. Найдите предложения с деепричастными оборотами.

Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась из рук.
Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
Чёрный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
Костёр, потрескивая в ночи, весело горел.
Молнии, освещавшие чёрное небо, пугали людей.
Вспомнив о забытом мяче, Валя вернулась в спортзал.
Вернувшийся вовремя сторож помешал грабителю.

Задание 6. Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не) зная ничего, (не) чувствуя опасности, (не) думая ни о чём, идти (не) спеша, (не) доумевая по  поводу случившегося, (не) говоря лишних слов, работать (не) покладая рук, (не) беспокоясь ни о чём, (не) навидя ложь, (не) решаясь приблизиться.

Задания 7. Произведите морфологический разбор деепричастий.

Наклонившись.
Роняя.

 

Работа по развитию устной речи учащихся.

Задание: опишите действие по рисунку, используя глаголы и деепричастия.                           (Приложение)

 Домашнее задание.

Придумайте и запишите слова с данными значимыми частями, выделите морфемы в словах:

-евши, -евший, -ивши, -ивший, -авши, -авший.


Просмотров: 158 | Загрузок: 60
Автор: Газизова А.М.
Теги: деепричастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar