Конспект и презентация к уроку "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"

УЭ – О   Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии  (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), воспитывать умение слушать товарища, формировать навык  самостоятельной работы  развивать навык самоконтроля  и взаимоконтроля.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер,

компьютерная презентация к уроку,

дифференцированный раздаточный материал,

перфокарты,

сигнальные карточки.

 

УЭ – 1           Цель:  Проверить уровень подготовки к работе на начальном      

                       этапе. Работа с текстом.

 

              1.Художник Борис Иванович в туман…  по…кравшись к л…бедям,

               стал целит…ся.

              2.П…думав он решил стр…лять мелкой дробью  надеясь убить побо-

              льше птиц  с…девших на озер… .

              3.Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

              4.Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш….

              5.В…помнилась поэтическая сказка о девушк…  пр…враще…ой

              в лебедя.

              6.Опустив ружье  он долго любовался гордыми птицами по-

              Том  п…пятившись отош…л.

              7.Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности  гр…зивш… им.

              8.Такова власть красоты.

 

Задания:

Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.
Определить основную мысль текста.
Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.
Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.
Выписать словосочетания

Причастие + существительное

       

7.Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать    полученное предложение.

 

8.Произвести морфемный разбор слов:

 

 Подумав, сидевшие.

 

9.По каким признакам мы определяем  1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?

 

      Проверьте свою работу (частично),  пользуясь ключом.

 

                                         Ключ №1.

 

1.Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4.Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.

5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8.Такова власть красоты.

 

4.Виды орфограмм, встреченных в тексте:

правописание падежных окончаний  существительных,
правописание неизменяемых приставок,
правописание -ться- тся в глаголах,
правописание безударных гласных,
правописание приставок  при-  и   пре –,
правописание окончаний глаголов  во 2л. ед.ч.,
правописание приставок  на –з и –с,
правописание сомнительных согласных,
правописание Н и НН в суффиксах причастий,
правописание о-е после шипящих в корне слова,
правописание не с глаголами,
правописание окончаний причастий.

 

5.Варианты ответа

                  х

             сущест.+ причастие

                 х

          причастие + сущест.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им

 

7.Варианты ответа:

 

Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.

 

9.

   1.Причастие обозначает признак предмета по его действию

   2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое

      выражено глаголом.

   3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

       - это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

       - но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.

 

УЭ - 2      Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

 

               Произвести  синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

 

           Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить   побольше   

      птиц, сидевших на озере.           

 

                   1.Поменяйтесь тетрадями.

                   2.Пользуясь ключом, проверьте.

                   3.Оцените работу одноклассника.

 

                                  Ключ №2.

 

Подумав,  он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

 

 (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием,  обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением,  выраженным  причастным оборотом)

 

  

 

УЭ – 3           Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями

                       и   деепричастиями.

 

 

                     Задание 1.

                       

                    Уровень 1.

 

             Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала

        частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

                            

         Неисследованная местность_________________________

         Нескошенная трава_________________________________

         Нерешенная проблема_______________________________

         Невыполненное задание______________________________

         Несостоявшееся соревнование_________________________

 

                   Уровень 2.

 

          Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.

 

          1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________

             дорогам к какому-нибудь озеру.

               2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________

        зарождается рассвет.

    3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки

        туманится и тяжелеет голова.      __________________________

    4.Вот откуда-то доносится тревожный  крик (не)-

       уснувшей еще птицы.                        __________________________

    5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-

       то голос.                                                    _____________________

 

Работа проверяется учениками - консультантами.

 

 Задание 2.

 1.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия

 

 (Не)трудясь, (не)найдешь счастья;  (не)посеяв,

 (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры

 (не)продают; (не)взявшись за топор, избы 

 (не) срубишь. 

 2.Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные  в задании. (Работа в парах).

 

               3.Работу проверьте по ключу №3.

     

1.Не найдешь                                            не трудясь

   Не соберешь                                          не посеяв

   Не продают                                           не убив

   Не срубишь                                           не взявшись

2.Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

 

(Примеры учащиеся приводят сами).

 

УЭ – 4              Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

 

Задание 1.

 

1.От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

2.Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).

 

  Задание 2.

 

Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

 

паш...щий
стро...щий
кол...щий
слыш...щий
се..щий
бре...щий
та...щий
вид...щий
бор...щийся
дыш...щий

 

Задание 3.

 

(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.

 

УЭ – 5                Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

 

Задание 1.

 

Уровень 1.

 

Соотнесите части правила

 

Две Н пишутся в причастиях                                есть приставка, кроме пристав

и отглагольных прилагательных                        не.

                                                                                Есть суффиксы  - ова -, - ева –

Н пишется в причастиях и                                  нет зависимых слов,приставок

отглагольных прилагательных.                          Слово образовано от глагола

                                                                               совершенного вида

Привести примеры на данное правило.

 

Уровень 2.

 

Задание 1.

 

Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.

 

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.

 

Задание   2. Работа с перфокартой.

 

Грибы высушены
Купленные овощи
Потушенная ветром
Груженая баржа

5.  Дороги пройдены

6. Выставленные оценки

7. Золототканая скатерть

8. Соленые огурцы

9. Вытканный ковер

10. Искусанный комарами

 

       Ответы проверьте по ключу №6.

 

Домашнее задание:

Повторить правила, на которые допущены ошибки

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки

Параграфы 132 -144, упр.281 (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой)


Просмотров: 260 | Загрузок: 49
Автор: Гузанова Т.И.
Теги: причастие, деепричастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar