Конспект и презентация к интегрированному уроку "Повторение изученного о наречии"

Цели: повторить правописание наречий и их роль в предложении; закрепить умение различать наречия и слова категории состояния; развивать умение определять роль наречий в художественном тексте (по стихотворениям  Н.Поснова)

                                                 

                                                            Ход урока.

 

I.Вступительное слово учителя

Сегодня мы повторим то, что уже знаем о наречии, его роли в предложении, а также попробуем определить, как эта часть речи помогает писателю или поэту  создать яркую, зримую картину, художественный образ. Для этого обратимся к стихам  Николая Поснова.

 

II. Сообщение ученика о поэте  (слайд 1)

Николай Поснов родился 10 января 1946 г. в деревне Изморознь Орловской области в семье сельского учителя-фронтовика. После школы поступил в машиностроительный техникум, затем служил в армии. Окончил Литературный институт им. Горького, работал на Брянском телевидении, возглавлял Брянское отделение Союза писателей России.

В  1996 г поэт получил Всероссийскую премию им. Ф.И.Тютчева, а в 2001г. – Международную премию им. К.Симонова с вручением Золотой медали.

Стихи Николая Поснова переведены на украинский, белорусский, болгарский, таджикский языки.

 

III.Работа по теме урока

 

1.Устная  разминка (слайды 2 – 4)

Стихи и поэмы Н. Поснова полны раздумий о прошлом, настоящем  и будущем. Едва ли не главная его тема – малая родина, его деревня, где «полдень пахнет сеном», где «солнце в саду золотится»  и «длинные сочные стебли прямо до неба растут»…

 

Спит деревня милая устало,

Как крестьянка, в тишину упав.

Никаких законов и уставов.

Лишь собаки брешут невпопад.

                                                 

Задание.

1) Объясните постановку  знаков препинания в данном тексте.

2) Найдите наречия и объясните их правописание.

3) Какая картина возникает в вашем воображении? Попробуйте убрать их текста наречия – как  при этом  изменится его содержание?

4) С какой целью автор использовал в стихотворении глагол со сниженной стилистической окраской?

 

       Уселся вечер на порожек.

Дымится сумрачная гать.

       И ходит месяц осторожно,

Как конь стреноженный в лугах.

 

Задание.

Объясните орфограммы, встречающиеся в этом тексте.

 

Какое художественное средство использовал поэт в четверостишии? Как оно связано с употреблением наречия осторожно?
К  какой смысловой группе оно относится?

 

Забывшись, свищут коростели

И гонят прочь мою тоску,

И тени призрачные стелет

Ивняк прибрежный по песку.

 

Задание.

1) Какой темой объединены все три четверостишия?

2) Найдите наречие.Ккакой смысловой группе оно относится?

3) Вспомните правило правописания наречий с основой на шипящую.

4) Дайте полную характеристику предложения.

 

2. Различение наречий и слов категории состояния

 - Вспомним, что обозначают наречия. Какие смысловые группы наречий вы знаете?

 -  А что обозначают слова категории состояния? Для чего они используются?

 -  Какие приёмы  помогают различить  эти части речи?

 

Распределительный диктант (слайд 5)

Выписать в первый столбик предложения или словосочетания с наречиями, во второй –

со словами категории состояния. Учащиеся, которым трудно записать весь текст, могут записывать только номера предложений.

 

1)

    Ещё тепло. Густеет вечер.

   Луна над кронами ракит

   Ковригой, вынутой из печи,

  На синей скатерти лежит.

 

2)

Проплывают буднично и просто

Сквозь лугов устойчивую звень

Ивы приунывшие погостов,

Немудрящий говор деревень.

   

3)

Вершины качаются чутко,

 И звёзды горят на весу.

Торжественно, свято и чудно

В заснеженном брянском лесу.

 

4)

Шумели деревья всю ночь,

 Тревожно и грозно шумели.

О том, что им стало невмочь

Качаться в земной колыбели .

 

5)

    В июле тепло и спокойно.

    На милой моей стороне

    Пасутся гривастые кони,

    И птицы парят в вышине.

 

 6)

     Вот и поле, вот и речка.

Вдалеке – весёлый плёс,

Домик, синее крылечко

В тихом шелесте берёз.

 

- Какой темой объединены эти строфы? С каким чувством поэт говорит о своей милой родине?

Какие художественные средства помогли автору передать  его отношение к родной земле? Какова в этом роль наречий и слов категории состояния?

 

Лексическая работа

 Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место

Коврига  - каравай хлеба

Погост – сельское кладбище

Плёс – широкое водное пространство между островами

 

3. Работа по карточкам  (слайды 6-8)

Задание.

1.Прочитайте стихи Николая Поснова. Спишите текст.

2. Найдите наречие и определите, к какой смысловой группе оно относится.

3.  Расскажите правило, определяющее написание наречия в вашей карточке.

4. Подчеркните наречие как член предложения.

 

 Карточки

 

№1

Всё чаще в душу проникает холод.

Всё чаще снится родина –

Она – не этот,

Всех разъединивший город,

А деревенька дальняя одна.

 

№2

И никуда от этого не деться,

И если даже станешь знаменит,

Не позабудешь, что качалось детство

На нежных скрипах дедовских ракит.

 

№3

Расходилась метель, расходилась…

То вприсядку пройдет вдоль опушки,…

То под окнами нашей избушки

Невзначай прозвенит бубенцом.

 

№4

А впрочем, мне к чему такие речи?

Немало видел на своём  веку.

И только чаше ухожу под вечер

За синий лес и кроткую реку.

 

№5

Молчат дворы.

Звезда горит неярко,

И хаты в окруженье тополей

Засыпают тихо, как крестьянки,

Под вечер пришедшие с полей.

 

№6

На деревне пусто – пусто.

Как литой кочан капусты,

Катится луна.

 

№7

На деревне глухо – глухо.

Ничего не слышит ухо,

Не горят огни.

 

№8

Я снова здесь в краю родимом,

Где жизнь моя, как ключ светла,

Где тонко – тонко пахнет дымом

У дома отчего ветла…

 

№9

Люблю писать при свете свеч,

В мою тетрадь тогда

Сама бежит незримо речь,

Как в родники вода.

№10

Пусть живем мы небогато,

Скудновато, трудновато.

Только надобно при этом,

Согревал чтоб тихим светом

Нас надежды огонёк.

 

№11

Наотмашь, душою отчаясь,

Как будто вожжами коня,

Ударило солнце лучами

По крупу морозного дня.

 

№12

Рванулся, заржав неспокойно,

Весь в розовых яблоках конь.

И видно, как сыплют подковы

В снега отголоски веков.

 

№13

Белый песчанистый берег,

Сизая в глуби вода.

Облако в розовых перьях

Долго плывёт, в никуда.

 

№14

День к вечеру клонит неслышно,

Свивает закатную мглу.

И солнце, как рыжий мальчишка,

Овец подгоняет к селу.

 

№15

Лучистое жёлтое солнце,

Как белка кружит в колесе.

И утро по-детски смеётся,

Купается в синей росе.

 

№16

Кивают цветы. Над рекою

Лениво проходят стада.

Быть может, быть может, нескоро

Ещё ты вернёшься сюда.

 

№17

На пашне трактор тараторит.

Ему прозрачно эхо вторит.

И вслед за ним несется вскачь.

 

№18

Такое спокойствие в мире,

Нигде не качнется лоза,

И даже на синем аире

Зелёная спит стрекоза.

 

№19

Смотри  везде – и там, и тут –

Среди берёз зарозовевших

Вовсю подснежники цветут

 

Проверка

 Выборочный «коллективный диктант:  учащиеся читают вслух свои карточки, остальные выписывают наречия, определяют, к каким  смысловым  группам они относятся, какими членами предложения являются, объясняют  правописание.

 

Лексическая работа

Ракита – дерево или кустарник из рода ив.

Ветла – вид ивы.

Вожжи – ремни для управления лошади в упряжи.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Аир – болотное растение.

 

 - Заметили ли вы, какое художественное средство выразительности чаще всего использует Николай Поснов? Какие объекты выбирает поэт для сравнения? Почему? Зачитайте примеры сравнений в ваших карточках. Как  эти образы отражают  восприятие мира поэтом?

 

4. Творческая работа  (слайды 9-10)

 

 - Каким человеком кажется вам Николай Поснов?

 - Когда читаешь стихи о природе, она встает перед глазами во всей своей неброской, щемяще – чистой красоте. Только человек, беззаветно любящий её, чувствующий неразрывную с ней связь, мог написать: «Не мы природу охраняем, Она и лечит, и хранит»…

Напишите сочинение – миниатюру «Поэтический мир Николая Поснова». Постарайтесь использовать в работе строки из стихотворений поэта.

  Задание

Подчеркните  наречия как члены предложения. Графически объясните их написание. Разберите по составу любое наречие.

 

IV. Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение Н. Поснова.
Составить 8 заданий типа В к тексту стихотворения.
Оформить работу на листе формата А4.
По желанию проиллюстрировать стихотворение поэта.

Н. Поснов «Прости – прощай», Брянск, 2005


Просмотров: 152 | Загрузок: 49
Автор: Бауло Е.М.
Теги: наречие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar