Конспект и презентация интегрированного урока русского языка и литературы "Тарас Бульба"

Цели: повторить и систематизировать знания уч-ся о деепричастии; закрепить пунктуационные навыки, связанные с постановкой знаков препинания при  деепричастиях и д/о; развивать умение уч-ся понимать авторскую позицию в художественном  произведении; развивать умение отбирать материал по теме сочинения; воспитывать чувство патриотизма на примере героического образа Тараса Бульбы.

 

Ход урока

 

I.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие»

 

 – Какую часть речи вы изучили?

 – Что обозначает деепричастие?

 – Как и от чего образуется?

 – Какие морфемы могут помочь нам в определении этой части речи?

 – Какие признаки глагола есть у  деепричастия?

 – Чем оно похоже на наречие?

 – Что такое деепричастный оборот?

 – Как он выделятся на письме?

 

II. Проверка д/з

 

- Записать на доске деепричастия и д/о, найденные вами в указанных эпизодах повести Гоголя «Тарас Бульба». Выделите в них суффиксы, определите время и вид.

(стр. 147, последний абзац – увидевши

стр. 150, 1й абзац –сидя, услыша

стр. 155, 1й абзац – отодравши

стр. 158, 2й абзац – вытянув свои шеи, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (увидевши, услыша, отодравши…)

 

III. Работа с учебником

 

- Выпишите из упражнения № 169 (стр. 82) деепричастия (д/о, выделите в них суффиксы, определите время и вид.

1. потупив голову и в то же время приподняв очи (пр.в., сов.в.)

2. смотря прямо ему в очи, утупивши в землю очи (н.в., несов.в.)

3. встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой стан свой (пр.в., сов.в.)

4. ударив острыми шпорами коня, не глядя назад, не видя (пр.в., сов.в.)

- Какие из деепричастий сейчас употребляются в другой форме? (утупивши…)

- Как вы написали деепричастия с частицей НЕ?

 

IV. Тестирование

Тест №14 №Деепричастие»

I вариант                                                             II вариант

1 – в                                                                    1 - б

3 – а                                                                    3 – в, д

7 – а, в, г, д                                                        7 – б, г, д, ж

 

V. Работа с текстом

(1)Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным.

(2)И, положив ружьё, полный тоски, садился он на морской берег. (3) Долго сидел он там, понурив голову и всё говоря: «Остап мой, Остап мой!» (4) Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.

 

Задания.

В1 - определите стиль текста и тип речи в нем (худ., повеств.)

В2 – сколько грамматических основ в 1 предложении? (2)

В3 – укажите номера предложений с дееприч. оборотами (2, 3)

В4 – выпишите из текста слово с чередованием в корне (расстилалось)

В5 – выпишите из текста любое словосочетание со связью согласование (1 вар.), управление (2 вар.) из предложения 2  (I - морской берег , II - положив ружьё, полный тоски, садился на берег)

В6 – из предложения 4 выпишите имя сущ., в котором не совпадает количество звуков и букв (тростник)

В7 – выпишите слово с двумя приставками (невыстреленным)

В8  - какое художественное средство использовано автором в предложении 4? (метафора)

 

- Проверьте себя и оцените свою работу.

- Подчеркните д/о как члены предложения. Определите вид и время  деепричастий.

Выделите суффиксы каждого из них.

 

VI. Подготовка к сочинению

 

Беседа по теме урока

 

   - Вы узнали героя текста?

- Расскажите о Тарасе Бульбе то, что кажется вам самым важным.

- Как вы относитесь к этому герою?

- Что повлияло на ваше отношение?

- Какие события привели  Тараса к этой трагедии?

 

Слово учителя

 

 То время, в которое жил Гоголь, казалось его современникам каким-то потускневшим, застывшим - ведь после войны с Наполеоном и восстания декабристов ничего значительного не происходило в русской истории 30х годов XIX века.

Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. И это, конечно же, в первую очередь образ Тараса Бульбы. Вот что говорит сам писатель: "Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы..." Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами.

Это могучий образ, по выражению Гоголя, "необыкновенное явление русской силы".

Наша с вами задача, доказать в сочинении по повести, что автор сумел показать в образе Тараса Бульбы героический характер.

 

Работа над планом и содержанием сочинения

 

- Назовите основные эпизоды, в которых раскрывается героический характер Бульбы.

Все эти эпизоды можно использовать в сочинении, не забывая, что у вас должен получиться не пересказ, а рассуждение. Помогут нам в этом деепричастия и деепричастные обороты.

 - Разделите страницу на два столбика – в первом записываем пункты плана, во втором – материал к сочинению.

 

План

Материал к сочинению

1.Мечта Гоголя о героическом характере.

 

Работая над повестью…, Гоголь мечтал…

Таким героем стал …

2.Как в образе Тараса автор раскрывает героический характер?

Сражаясь в бою под Дубно, Тарас проявил себя…

Тарас любил своих сыновей и гордился ими, но, узнав о  предательстве Андрия, он …

Желая узнать о судьбе Остапа, Тарас …

Рискуя жизнью, он…

Особенно ярко героическая натура Бульбы проявляется в сцене гибели:…

3.Моё отношение к герою.

Гоголь сумел показать в повести…

Мне понравилось это произведение…

Повесть «Тарас Бульба» учит нас…

 

Вывод: Гоголь сумел показать, что суровые условия, в которых Бульбе приходилось жить и защищать веру и Отечество, сформировали героический характер Тараса, развили в нем чувство товарищества и патриотизма.

 

Упражнения по культуре речи

 

 - Чтобы не допустить речевых ошибок в своём сочинении, исправьте их в данных примерах.

Подсказка. И главное, и добавочное действие должно совершать одно и то же лицо.

Сражаясь за веру, казаков убивают (… казаки погибают)

Потеряв сыновей, на Тараса обрушивается отчаяние (…Тарас погружается в отчаяние)

Работая над повестью, у Гоголя была мечта о героическом характере (…Гоголь мечтал о героическом характере)

 

V. Д/З Написать сочинение по теме: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы»

 

VI. Рефлексия.

- Чем сегодняшний урок отличался от других уроков?

- Что вам понравилось на уроке?

- С каким настроением (мыслями) вы уходите с урока?


Просмотров: 186 | Загрузок: 53
Автор: Бауло Е.М.
Теги: деепричастие
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar