Урок истории "Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI веках"

Цели: познакомить учащиеся с иерархической лестницей сословий в средние века;

            - рассмотреть, в чём проявилась слабость королевской власти;

            - развивать умение находить нужную информацию, анализировать;

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер,

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

 

3. Сообщение темы и целей урока.

   ( сл. 2)  План урока:

« Нет войны без пожаров и крови».
Сеньоры и вассалы.
Феодальная лестница.
Слабость королевской власти во Франции.
Образование Священной Римской империи.

 

4. Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя:

                   1. « Нет войны без пожаров и крови».

-  На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в конце IX века в Европе установилась феодальная раздробленность.

- Что такое феодальная раздробленность?

- ( сл. 3) во времена феодальной раздробленности владение любого крупного феодала стало как бы государством в государстве.

- Давайте подумаем, что мог делать феодал в своём владении?

            1) собирал налоги с подвластной ему территории

            2) судил население

            3) объявлял войну и заключал мир с соседями

- Господа постоянно воевали между собой, такие войны стали называться МЕЖДОУСОБНЫМИ.

- Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей?

-( сл. 4)   Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.

 

                          2. Сеньоры и вассалы.

- ( сл. 5)

Каждый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу, они же давали ему присягу на верность. Он считался по отношению к этим феодалам – СЕНЬОРОМ ( страшим) , а феодалы, которые ему подчинялись -  ВАССАЛАМИ ( подчинёнными)

 

- Раз вассалы были подчинёнными, что они должны были делать для своего хозяина? ( вступать в войну по первому требованию хозяина, приводить с собой отряд воинов, участвовать в суде сеньора, помогать ему советом, выкупать его из плена) .

- Как должен был себя вести сеньор по отношению к своим вассалам?  ( защищал их владения от нападений, награждал за службу, заботился об осиротевших детях)

 

- Случалось, что вассалы выступали против своих сеньоров, не выполняли их приказания, переходили под власть к другому сеньору.

- Как же тогда поступит сеньору? ( силой заставить их подчиниться)

           

                        3. Феодальная лестница.

( сл.6)

- Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался король: он был высшим судьёй в спорах между ними и во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати ( аристократов)  - герцогов и графов.

- Ниже на ступеньку стояли бароны и виконты, которые владели 2-3 десятками деревень и могли выставить отряд воинов.

- Бароны были сеньорами рыцарей ,у которых подчас не было вассалов, а только крестьяне.

 

- В Германии и во Франции существовало правило « Вассал моего вассала – не мой вассал».

- Такую организацию называли феодальная лестница.

- Люди делились на : благородных и простолюдинов. Кто к ним относился?

 

- Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским                 ( риттер – всадник, конный воин)

 

                        2) самостоятельная  работа по учебнику:

                                   Стр37 – 38

                        4. Слабость королевской власти во Франции.

- Почему власть последних королей из династии Каролингов существенно ослабла? ( сл.17)

- Почему многие крупные феодалы не подчинялись королю?

- Почему король не мог издавать законы, собирать налоги со всей страны?

- Как королю удавалось управлять своими землями?

           

                        3) работа по учебнику:

              5. Образование Священной Римской империи.

                            Стр. 38- 39

 

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 39.

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 4 ,вопросы, записи


Просмотров: 906 | Загрузок: 135
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Европы
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar