Сценарий и презентация внеклассного мероприятия "Песнь о Вещем Олеге"

Цели:

Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.

Познакомить с историей создания стихотворения.

Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.

Вспомнить жанровые особенности баллады.

Развивать образное мышление и воображение учащихся.

Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

 

Предварительная работа: познакомиться с биографией Пушкина А.С. и с его произведением «Вещий Олег».

 

Слайд 1 ( Пушкин А.С.)

 

         Здравствуйте ребята, взрослые, сегодня мы собрались здесь по очень важному событию, сегодня юбилей у баллады, которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

 

Слайд 2.  В 2012 году книга «Песнь о Вещем Олеге» празднует свой юбилей _ лет.

 

На  доске заглавие, книга- юбиляр.

 

Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе «Песнь о вещем Олеге». 

 

  Вы на уроках изучали «Песнь о Вещем Олеге», биографию Александра Сергеевича Пушкина.

Выразительное чтение:

Слайд 3

-----  Сейчас мы услышим выразительное чтение баллады «Песнь о Вещем Олеге».

(5 человек выступают)

 

Слайд 4

----- Сегодня мы проведем игру «Читай, думай, объясняй», правила игры:

Вы выполняете задания, за правильно выполненное задание получаете жетон.

В конце урока подведем итоги.

 

Итак начинаем.

 

«А вы знаете ?»

 

По 5 вопросов команде, вопросы задаются по очереди, если команда не отвечает право ответа переходит к следующей команде.

 

Слайд 5-6

7 класс

1.Знающий или предсказывающий будущее, пророческий. (Вещий)

2.У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего.  (Тризна)

3.Старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.  (Секира)

4. То же, что сражение.  Сеча - (стар).

5.То же, что лоб. (Чело)

Слайд 7-8

8 класс

1. У древних славян Перун — бог….( грома и молнии)

2. Что предсказал старец князю Олегу? (Смерть от коня)

3.У древних славян: чародей, колдун. (Волхвы)

4.Верховный бог древних славян. (Перун)

5.Народ, живший в южных степях. (Хазары)

Слайд 9-10

9 класс

1.О ком эти слова: «Вещий – мудрый, справедливый, смелый воин, щедрый, надменный, могучий»? (Князь Олег)

2. - Как называет Олег коня?  («мой товарищ, мой верный слуга»)

3. . «Ах! Умолчу ль о мамушке моей...» Кого имел в виду поэт?      

( Свою няню Арину Родионовну)

4.  «Правдив и свободен их вещий язык...» Чей язык?     

( Волхвов, кудесников, в широком понимании - истинных поэтов) 

 5. Источником для «Песни...» послужили?   ( древнерусские летописи)

 

Дополнительные вопросы:

 

    Определите жанр «Песни...».   ( Баллада)

  Олег был князем города…( Киева)

 .Олег подъехал к волхву, чтобы узнать…. (Время и причину своей смерти)

 

Индивидуальное задание всем (Карточки)

Необходимо расставить очередность плана для пересказа «Песнь о Вещем Олеге».

 

  «Составь план»

 

Прощание с конем.

 

Пророчество кудесника.

 

Встреча с кудесником.

 

Обращение Олега к кудеснику.

 

Слуги уводят коня.

 

Появление Олега с дружиной.

 

Раздумья Олега над предсказанием.

 

 Слайд  11                        Проверьте себя и сами поставьте себе отметку.

 

Появление Олега с дружиной.

Встреча с кудесником.

Обращение Олега к кудеснику.

Пророчество кудесника.

Раздумья Олега над предсказанием.

Прощание с конем.

Слуги уводят коня.

 

«Это интересно»

Слайд 12

Подберите строки к слайдам.

Какую бы вы изобразили иллюстрацию к строкам

« Бойцы поминают минувшие дни»

«Где конь мой ретивый»

«Прощай мой товарищ»

«Так вот где таилась погибель моя!»

«Как ныне сбирается вещий Олег ….»

«Что сбудется в жизни со мною:…..»

«И молвил спи друг одинокий»

 

Слайды 12,13,14,15 по очереди

 

 «О Пушкине»

 

Задать по очереди вопросы по биографии Пушкина.

 

Вопросы из мешочка.

 

Слайд 17-18

 

1.Имя  знаменитой няни А. Пушкина    (Арина Родионовна)

2.В каком городе родился А. Пушкин? .   ( Москва)

3.Какой предмет давался А.Пушкину труднее всего?  (Арифметика)

4.Во сколько лет А.Пушкин начал обучение в лицее?     (12 лет)

5.За что Александр Первый сослал Пушкина на юг?     ( За праздную жизнь)

6.Сколько детей было у Пушкина? (2 сына и 2 дочери)

7. Как погиб поэт?   (На дуэле)

8. В какое время года погиб поэт? (Зимой)

9.Каким был Пушкин в детстве?

 

«Память»

 

Кто быстрее ответит.

 

Как хоронили на Руси?

 

Над могилой насыпали курган – могильный холм.

 

Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой).

 

Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

 

«Переводчик»

 

Вам необходимо перевести устаревшие слова. Слайд 19

Слайд 20-21

Хозары (хазары) –    народ, живший в южных степях.

Перун –        верховный бог древних славян.

Кудесник -    1. Волхв, чародей. Предсказания кудесника. 2. Перен. То же, что волшебник.

Волхвы -       у древних славян: чародей, колдун.

Чело -         (устар. высок). То же, что лоб.

Пращ -      сеча - (стар). То же, что сражение.

Секира -     старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.

Тризна -         1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. Править тризну. 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки. Тризна по усопшему.

 

Подведение итогов: подсчитывание жетонов.

   -  О ком мы сегодня с вами говорили?

- Что написал Пушкин?

- Кого мы увидели в балладе? Олега, кудесника, коня, понимаем их характеры.

- Какое повествование? ( живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)


Просмотров: 641 | Загрузок: 74
Автор: Югова И.А.
Теги: пушкин
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar