Конспект урока и презентация по теме: "Усиление королевской власти в XVI- XVII вв. Абсолютизм в Европе"

Цели: -  изучить исторические условия развития европейского абсолютизма, основные черты абсолютистских государств;

            - сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.
            - продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы.
             развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.

оборудование:  компьютер, презентация, интерактивная доска

 

                                      Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?

            А) Христофор Колумб.

            Б) Бартоломеу  Диаш.

            В) Америго  Веспуччи.

            Г)  Фернандо Магеллан.

2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»?

            А ) Христофор Колумб.

            Б) Бартоломеу  Диаш.

            В) Америго  Веспуччи.

            Г) Васко да Гама.

3) Кто из выдающихся путешественников во время плавания открыл Тихий океан, Марианские и Филиппинские острова?

         А ) Христофор Колумб.

            Б)  Америго  Веспуччи.

            В) Бартоломео Диаш

            Г)  Фернандо Магеллан.

4) Конкиста – это …

            А) обратное завоёвывание отвоёванных земель

            Б) завоевание

            В) выплата средств побеждённого государства победителю

            Г) форма правления

5) Самым жестоким из завоевателей был:

            А) Эрнандо Кортес

            Б) Фернан Магеллан

            В) Джеймс Кук

            Г) Джон Кабот

6) Какая страна не могла захватывать большие страны. Поэтому обратила свой взор на страны Индии, Аравии, Восточной Африки?  

            А) Франция

            Б) Португалия

            В) Нидерланды

            Г) Великобритания

 

3. Сообщение темы и целей урока.

В Новое время в Европе складываются абсолютистские государства. Они начинают формироваться в конце XV – начале XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений. Во Франции абсолютизм приобрел более полное и длительное развитие, поэтому он считается классическим.

 ( сл.2) Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 


4. Изучение нового материала

         1. « Рождённый подданным должен повиноваться»
«Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» - эта фраза выражает смысл абсолютизма.

( сл.3) Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества (XV – XVI вв.)  , а своего расцвета достигает в XVII в. во время правления Луи XIV – Короля-Франции.

( сл.4)



- Ему присущи:

            1) создание общегосударственного аппарата управления

            2) формирование постоянно действующей армии

            3) создание государственной налоговой системы

            4) введение единого государственного законодательства и административного устройства, единых мер и весов

            5) образование государственной церкви

            6) проведение единой государственной экономической политики

На примере Франции проследим процесс становления абсолютной монархии.
 

- ( сл. 5) При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной власти сохранить свою независимость. Во Франции многие ранее самостоятельные провинции теряют свою независимость, а в Англии Генрих XVIII Тюдор повёл свои войска в независимые территории и подчинил их: распустил феодальные войска, замки мятежников сравнял с землёй, земли конфисковал.

 

            2. « Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
В эпоху абсолютизма сословно-представительные органы – Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии утрачивают свое прежнее значение. Монархи, конечно же,  мечтают избавиться от них, изобретают всяческие средства, чтобы уменьшить из значение. Применялись методы кнута и пряника.

( сл. 6) В Англии Тюдорам приходилось считаться с парламентом. Согласно обычаям английские короли не имели права собирать налоги без их разрешения. Тюдоры предпочитали сотрудничать с парламентом, а не бороться. 

 - ( сл. 7)

Давайте проследим динамику созыва парламента:

            Генрих Тюдор VIII – 21 раз ( за 37 лет)

            Дочь Елизавета – 13 раз ( за 45 лет)
( сл. 8)         Яков I- племянник бездетной Елизаветы – не скрывал своего отвращения к парламенту и говорил: « Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение.  Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться.

- Он собрал парламент один раз и обратился к нему с такими словами: « В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров   - моя законная жена. Я глава, а остров моё тело. Я пастырь. А остров – моё стадо.


- Во Франции Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган. Они созывались редко, только в случае большой необходимости. С 1614 по 1789 гг. Генеральные штаты ни разу не собирались.

 

            3. Единая система государственного управления.
- ( сл. 9)

                   Англия

                        Франция

Центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет. Членов которых назначал монарх

                Функции:

1) определял направления внутренней и внешней политик

2) занимался вопросами финансов

3) решали вопросы обороны страны

 

Глава государства – король. При нём был совет, но монарх сам назначал его членов и единолично принимал решения.

Членами совета были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически власть сосредоточена в руках короля

 

            4. Судебная и местная власть под контролем короля.

( сл.10 – 11 )

              Англия

              Франция

1. Большая часть дел передавалась в ведение двух королевских судов

2. Была создана Звёздная палата

3. Существовали  и выборные мировые судьи, которые формально выбирались на собрании дворян, а на самом деле кандидатуры были выбраны королём

Их называли « глаза и уши короны»

4. Управление страной осуществляли чиновники: от 1000 до 1500 чел

1. Парламенты, стеснявшие власть королей, им принадлежало право обжалования судебных и правительственных решений.

- Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент. Который мог назначать регента, рассматривать договоры и указы короля

2. Управление страной осуществляли чиновники: в 16 веке – 8 тыс, а в 17 – 46 тыс.

 

                        2) самостоятельная работа:

( сл. 12)      стр. 32 – 33 – « Монарх – помазанник Божий»

- При каком монархе абсолютизм достиг наивысшего расцвета? ( при Людовике XIV)

- В чём проявлялась верховная власть короля? ( определял религию государства, вершил суд,  чеканил монеты, собирал налоги, жаловал дворянство простолюдинам)

 

         5. Армия на службе монарха. Налоговая система.

- Одной из черт европейского абсолютизма является формирование постоянной профессиональной армии. Особенностью английского абсолютизма является отсутствие регулярной армии у монарха. Зато имелся королевский флот.
( сл. 13)
Во Франции в XV в. создается постоянная наемная армия (в XVI в. – 25 тыс. человек). Профессионалам необходимо платить жалование. Содержать армию и государственных чиновников стоило дорого, поэтому размер налогов все время возрастал.

 

1. создал первую постоянную гвардию, на случай войны созывалось народное ополчение и создавали отряды из дворян-добровольцев

2. Имелся королевский флот, на содержание которого собирались деньги с населения.

1. создана постоянно действующая наёмная армия

2. наёмники были профессионалами и служили тому. Кто платил

3. Налоги шли на содержание армии и государственных чиновников


Во Франции формируется государственная налоговая система, характерная для европейских абсолютных монархий. Французское государство взимало налоги с 3-го сословия. 2 прямых налога: талья – налог на землю и имущество и подушная подать. Также взимались косвенные налоги, например, габель – налог на соль 
 

            6. Единая экономическая политика. ( сл. 14)

Меркантелизм                                                        протекционизм
-- Как в условиях абсолютизма была организована экономическая политика).
- В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствовал меркантилизм – экономическая политика, в основе которой лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства. 
- Необходимо было правильно организовать международную торговлю: вывоз из страны должен был превышать ввоз. Правительства европейских государств запрещали ввоз иностранных товаров, стараясь налаживать собственное производство. Поддержка французских промышленников и коммерсантов, защита внутреннего рынка Франции от иностранной конкуренции называется протекционизмом. 
 

              7. Создание национальных государств.
- давайте узнаем, как в эпоху абсолютизма проходило создание национальных государств

                       Стр. 34 - 35

5. Подведение итога урока.

- Что такое абсолютизм?
 - Перечислите  черты абсолютизма 

Неограниченная власть правителя: в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал полновластие монарха;
Деятельность сословно-представительных органов прекращается или теряет свое прежнее значение;
Высокая степень централизации государства и власти короля;
Создание государственного аппарата управления (разветвленный бюрократический аппарат), который контролирует сам монарх;
Создание культа королевской особы и этикета придворной жизни.
Единое государственное законодательство 
Образование общегосударственной налоговой системы;
Проведение единой экономической политики меркантилизма и протекционизма;
Образование государственной церкви;
Формирование профессиональной постоянной армии.


6.  Домашнее задание: параграф 3, вопрос 5 - письменно


Просмотров: 3145 | Загрузок: 307
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: история Европы
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar