Конспект и презентация урока истории «Реформы быта в эпоху Петра 1»

Цель урока: проследить, какие новшества появились в быту; создать условия для понимания причин кардинальных изменений в быту русского человека и их особенностей, дать оценку данным изменениям; развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с источниками и дополнительными материалами; учится выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, развивать речь; учить учащихся работать в группе, вместе искать ответы на поставленные вопросы.

Задачи:

Развивающие:

умение делать выводы,
обобщать исторический материал,
работать с историческими документами.

Оборудование урока:

Компьютер;
Экран
Мультимедийный проектор;
Учебник: Учебник – А.А Данилов, Л.Г. Косулина , «История России с конца  XVI  до конца  XVIII века»
Рабочий лист

 

Слайд 1.Рабочий лист.

Что такое лубок? (Лубок- народная картинка, вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа).

2.Когда появилась эта картина?( Появились после кончины царя Петра 1 в 1725 г.).

3. Кого вам напоминает кот и что на это указывает? ( Огромный и усатый кот очень напоминает визуально Петра Первого, его государственный титул).

4.С кем у вас ассоциируются мыши и что на это указывает? ( С народом, «недруга своего хоронят»). А почему «недруга хоронят»?

В современной литературе считается, что "погребение кота" - сатира на Петра I. Это пародия на шутовские церемонии, которые он так любил устраивать. Простой русский народ плохо понимал преобразования царя. Он только чувствовал тяжесть этих реформ. Введены обязательные рекрутские наборы на пожизненную военную службу, которую можно было приравнять только к каторжным работам. Каких только не было сборов и с домашних бань, и с бороды, и поземельный, и хомутный, и погребной, трубный с печей…. Всех и не перечислишь. Так, китайцы, если хотели пожелать кому-нибудь зла, говорили: “Желаю тебе жить в эпоху перемен!” Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям. И сегодня мы будем говорить о реформах в быту, которые вызвали неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества.

Слайд 2. Тема урока: «Реформы быта в эпоху Петра 1».

Проблемное задание. Согласны,  ли с высказыванием И.И. Неплюева

«…Одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».

Слайд 3. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя  Б.И. Куракина, у него «амур начал первый быть».

Слайд 4. С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

 «Бояре съезжались на поклон к монарху. Вопреки обычаям, в то утро вход во дворец был открыт каждому. Бояре чувствовали подвох, но даже предположить не могли, что их ждет! Петр обнял каждого, а затем... выхватил огромные ножницы и стал резать бороды.От солидности и суровости бояр не осталось и следа - вокруг были «срамно оголенные, новые, незнакомые лица с красными щеками, отвислыми подбородками».После этого, где бы ни появлялся царь, все, кто был с бородами, оказывались безбородыми. Бороды срезались наспех, вместе с кожей и мясом».

Слайд 5. Работа с документом.

Указ Петра 1. «На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным …всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, с тех имать, по 60 рублей с человека…»

О каком нововведении ведется речь в указе Петра I?

Как вы понимаете пословицу: "Не трогайте наши бороды - возьмите наши головы".

Бритье бород вызвало бурю негодования и даже восстания во многих губерниях России. Петр I же устроил гонения на  несогласных,  вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. В народе даже появилась такая пословица: "Не трогайте наши бороды - возьмите наши головы". Были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством.  Петр возвел преследование бороды в ранг правительственной политики, и брадобритие объявил обязанностью всего населения. Крестьяне и горожане ответили на эту политику упорным сопротивлением. Борода стала символом старины, знаменем протеста против новшеств.

Слайд 6. Рабочий лист.

 Проанализируйте пословицы и поговорки. Почему так болезненно был воспринят указ Петра I?

«Борода – образ и подобие Божие».

«Бритье бороды – грех, а священник отказывает в благословении безбородому».

 «Борода- признак солидности и добропорядочности».

 «Борода моя- честь моя, похвала».

«Без бороды и в рай не пустят».

«Бог судит виноватого, кто обидит бородатого».

«Брить бороду - портить образ Христов».

Бояре осуждали своего царя. По всей России роптали: слыханное ли дело резать бороды! Ведь борода - от Бога. Ее носили и Христос, и апостолы, а Иван Грозный говаривал, что бритье бороды - грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Священники отказывали в благословении безбородому. Словом, в допетровской Руси между бородой и православием ставился знак равенства. И в действиях Петра усматривалось покушение на сами устои русской жизни.
Слайд 7. Как вы понимаете пословицу. «Без рубля бороды не отрастишь».

Право носить бороду,  надо было покупать. Богатым купцам борода стоила колоссальной по тем временам суммы в 100 рублей в год; дворяне и чиновники должны были платить по 60 рублей в год, а остальные горожане - по 30 рублей. Крестьяне каждый раз при въезде в город и выезде из него платили по копейке. Была выбита специальная металлическая бляха, заменявшая квитанцию об уплате налога с бороды.

Слайд 8. «Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати. В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава».

Слайд 9.Работа с документом.

«Боярам и окольничим и Думным и Ближним … носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия…,а  женскому  полу  всех  чинов,   носить  платье  и  шапки  и  кунтуши, а  исподнее  бостроги  и  юпки  Немецкие  же…»

О каком нововведении ведется речь в указе Петра I?

На городских воротах был вывешен образец одежды, и всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами срезали полы одежды по уровень земли.

Презентация 2 с перетаскиванием объектов  (В параметрах безопасности дайте команду «Включить это содержимое» , щелчок левой кнопкой по необходимому объекту и, отпустив  кнопку, ведёте объект в нужное место. Следующим щелчком левой кнопки мыши оставляете объект).

Сообщение учащегося.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья с широкой каркасной юбкой, стянуть талию в тугой корсаж, одеть парик и туфли на высоких каблуках, и применить яркую декоративную косметику (румяна и белила). Однако самые дальновидные из родительниц поспешили позаботиться о своих «премноголюбезных чадах». Для них, ранее сидевших в светелках на женских половинах теремов, родители выписывали теперь из-за границы специальные журналы «перспективных моделей» Для них же отныне не только приглашались учителя танцев и словесности, гувернеры и гувернантки, но и искались портные, способные сшить платье на европейский манер. Присутствовавшие на тогдашних празднествах послы и их приближенные не могли не отметить, что уже к 10-м гг. XVIII в. женщины при русском дворе «красились, причесывались и одевались уже очень хорошо, по иноземному образцу», «не уступая француженкам и немкам». Впрочем, историк М.М. Щербатов подмечает не без иронии, что мода потребовала жертв: на сооружение «фонтанжа» требовалось трое суток, и бедные женщины «должны были до дня выезда сидя спать, чтобы убору не испортить».

Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала в новый век …
Слайд 10. «И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год …»

Слайд 11. «А в знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор  …»

Слайд 12. Рабочий лист. Петра I можно считать основателем системы государственных праздников. В эпоху Петра I резко активизировались начавшиеся еще в XVII в. процессы европеизации и модернизации русской праздничной культуры и усиление в ней светского, гражданского начала.

Выбери из правой колонки праздники, которые относятся к военным, кавалерским и царским праздникам.

1. Викториальные (военные) празднества

2. «Кавалерский день»

3. Царские праздники

А)Праздник славной Полтавской баталии

Б) Праздник святого Андрея Первозванного

В) Праздник, посвященный  дню царского бракосочетания

Г)  Праздник морских побед при Гангуте и Гренгаме

Д)  Праздник  взятия Нарвы

Е) День коронации его царского величества

Ж) Праздник  победы в битве  при Лесной

З) 30 августа отмечалась годовщина Ништадтского мира

Рабочий лист. Работа с документами. Прочитайте описание праздника в середине 17 века и петровской эпохи. Сравните описание этих праздников. Найдите сходство и различие.

Слайд 13.Указ Петра 1. «Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное; в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава».

Работа с документом. Рабочий лист.

Вопросы и задания к документам

1. Подумайте, с какой целью Петр создавал ассамблеи.

2. Каков порядок проведения ассамблей?

3. Что входило в программу ассамблеи?

4.  Какие отрицательные стороны ассамблеи выделяет камер-юнкер Ф.В. Берхгольц?

Слайд 14. «Одевшись, Роман Борисович подвигал телом, - жмет, тесно, жестко... Терпи!.. Снял с гвоздя парик (неизвестно - какой бабы волосы), с отвращением наложил. Вышел в сени, где трещала печь. Снизу, из поварни (куда уходила крутая лестница), несло горьким, паленым.

- Мишка, откуда вонища? Опять кофей варят?

- Царь-государь приказал боярыне и боярышням с утра кофей пить, так и варим…»

А.К. Толстой «Петр Первый»

Слайд 15. Сообщение учащегося. Сервировка стола.

Составьте меню обеда времен Петра 1. Какие новые продукты появились ? Что нового появилось в сервировке стола?

Слайд 16. Рабочий лист

Прочтите документ. Составьте рассказ о правилах поведения юноши за столом.

«Юности честное зерцало».

Слайд 17. Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей  творческих.  Во
всех видах искусства  теме  Петра  уделялось  внимание.  Написано  множество
поэм, романов, картин и музыкальных произведений, возведены памятники Петру 1 в разных городах.
 Рабочий лист. Подберите четверостишья, которые посвящены памятникам Петра 1.

Слайд 18. Проблемное задание.

«…Одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

Петр I  повлиял на русскую историю столь значительно,  что
интерес к его деятельности вряд ли когда-нибудь угаснет,  как бы
ни оценивались   его   реформы.  

Слайд 19. Уже современники   Петра   I  разделились  на  два  лагеря:

сторонников и противников  его  преобразований. Спор  продолжался  и  позже.

В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался  его  деятельностью.  А

немного позже историк Карамзин обвинял  Петра  в  измене  "истинно  русским"

началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Слайд 20. Эти споры идут и до сих пор.

Сванидзе. «Суд истории». А вы как считаете?

 

Домашнее задание. Эссе «Реформы Петра I: прорыв в будущее или путь в тупик?».

Учебник – А.А Данилов, Л.Г. Косулина , «История России с конца  XVI  до конца  XVIII века»
А.К. Толстой «Петр Первый»
А.С. Пушкин «Медный всадник»


Просмотров: 244 | Загрузок: 63
Автор: Эсманская А.Г.
Теги: пётр 1
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar