Конспект и презентация к уроку истории "Смутное время"

Цель урока:

Образования: Выяснить, что представляло понятие «смутное время», определить его истоки, рассмотрев правителей этого периода, подвести учащихся к выводу к каким страшным последствиям оно могло привести страну.

Развития: формирование навыков самостоятельной работы, работа с дополнительной литературой, формирование оценочных суждений, логических выводов.

Воспитания: формирование навыков сотрудничества, развитие патриотических чувств, гражданской позиции.

Тип урока: совершенствования знаний.

Вид урока: смешанный.

Внутрипредметные связи: продолжение темы правление Ивана Грозного.

Межпредметные связи: литература.

Методические рекомендации: Данный урок возможен в 7 или 10 классах в зависимости от уровня учащихся. Возможно проведение как внеклассного мероприятия. Данный урок предполагает 2ч.

Формы и методы работы: фронтальная работа, групповая, игровая деятельность учащихся, работа с источником, составление схем.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Дополнительная литература: Пушкин А.С. «Борис Годунов», Акунин Б. «Детская книга».

 

План:

1)Понятие «Смутное время».

2)Истоки смуты.

3)Правители смутного времени.

4)Смутное время - проблема сохранения независимости.

5)День согласия и примирения – день спасения русского государства.

Понятия: «смута», «Земский собор», «крестоцеловальная», «тушинский вор», «тушинские перелёты».

Технологическая карта.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1)организационный момент .

2)Постановка проблемы (2 мин).

3)Формирования понятия.(5мин)

4)актуализация знаний (3мин)

5)Применение знаний(65мин)

6) Подведение итогов (5мин)

Постановка проблемных заданий,

Координация деятельности учащихся.

Индивидуальная работа, работа в группах и микрогруппах, решение проблемных заданий. Применение полученных знаний.

 

4 ноября

                                 

Слайд 2

1)Вопрос: понятие «Смутное время».

Сопоставьте два рисунка и определите,  с какими событиями русской истории они связаны. О чём на сегодняшнем уроке пойдёт речь?

Почему было принято решение о строительстве памятника и введении праздника?

 Слайд 3: В жизни каждого народа есть моменты, когда речь идёт о самом их существовании. У русского народа таким моментом было начало 17 века, которое вошло в историю под названием Смутного времени.

Дайте, своё определение «Смутного времени».

 Слайд 4: Сравним с объяснением В.И.Даля. Смута – тревога,  переполох, крамола, возмущение, восстание, общее неповиновение, замешательство, дрязги, наговоры, раздор между народом и властью, непорядок, наушничество.

Слайд 5: Назовите не мене 3 причин Смутного времени:

 Слайд 6: Расставьте в хронологическом порядке события Смутного времени, подобрав соответствующее по смыслу слово, предложенное Далем.

1598 – смерть Фёдора, пресечение династии Рюриковичей - непорядок.

1601 -1603 Восстание Хлопка – народные волнения.

Обвинения Бориса Годунова в убийстве Дмитрия – наговоры.

1601 – объявился Лжедмитрий Первый – крамола.

1604 – Лжедмитрий переходит границу России – переполох.

1606 -1608 –восстание И. Болотникова – возмущение.

1606 –избрание В.Шуйского – замешательство.

1606 – 1610 двоецарствие В.Шуйского и Лжедмитрия Второго – дрязги.

1610 – вступление в Москву поляков, присяга Владиславу – тревога.

(могут быть и другие соотношения).

 Слайд 7: 2)Вопрос истоки Смутного времени.

Иван 4 Грозный.

Заполните схему:

…1591

… (1584 – 1598)

… 1581

 

В 1581 г. Иван 4 убил своего сына Ивана.  

Правление Фёдора.

Погиб царевич Дмитрий.

 Слайд 8:Какое событие,  произошло в 1598 г.? Какое значение оно имело для России?

(Смерть Фёдора привела к пресечению династии Рюриковичей. Иван Грозный оставил страну без достойного наследника)  – истоки Смутного времени.

Какой вопрос возник в то время? (Кто будет царствовать?)

3) Вопрос:  правители Смутного времени.

 Слайд 9: Расставьте в хронологическом порядке правителей, начиная с 1598 года.

Борис Годунов.(1598- 1605).

Фёдор Годунов. (13/23 апреля по 1/11 июня 1605 г )- самое краткое царствование в России.

Лжедмитрий Первый.(1605 -1606).

Василий Шуйский.(1606 – 1610).

Лжедмитрий Второй. (1607 – 1610) контролировал значительную территории России, но в историографии царём не считается.

 Слайд 10:А) Рассмотрим личность Бориса Годунова.

Групповая работа.

1группа рассматривает Годунова, поделившись на 3 микрогруппы. (2- Лжедмитрия, 3- В. Шуйского).

Нарушим обычный судебный порядок,  начнём,  наоборот,  с положительных сторон, затем выявим недостатки, судьи учтут + и – , сделают вывод.

1)Защитники

2)Обвинители

3)Судьи

1)При участии Б.Годунова глава духовенства приобрёл сам патриарха. Русская церковь стала и фактически и юридически независима от константинопольского патриарха.

2) Активно велось строительство. Возводились укрепления.

3)Учёба дворянских детей за границей.

4)В ходе русско – шведской войны1590- 1593гг. возвращены Ивангород, Ям, Копорье, Корела.

5)1598 – Западная Сибирь вошла в состав России.

6)1603 – восстановление Юрьева дня.

1)1597 – «указ об урочных летах».

2)1600 – арест Романовых, двоюродные братья царя Фёдора.

3)1601 – 1603 – голод, народные волнения.

1)Борис Годунов управлял государством ещё до своего воцарения, в период правления Фёдора.

2)Меры, введённые Годуновым способствовали хозяйственному возрождению России. Укрепляются помещичье и вотчинное хозяйство.

Даже в голдные годы заботится о народе, открывает амбары, отменяет «урочные года».

 

? Классу сколько -;  сколько +.

Главный недостаток не назван. Вспомним,  каким образом,  на российском престоле оказался Б.Годунов. (1598 – возведен Земским собором, первый избранный царь).

? Какова главная проблема Годунова.  (Не был Рюриковичем.  Законный, но до конца не признанный царь).

 Слайд 11: Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

Все граждане согласно показали;

И возвратясь я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

 
 Слайд 12: А что мне было делать?
Всё объявить Феодору? Но царь
На всё глядел очами Годунова,
Всему внимал ушами Годунова:

 

 Слайд 13: Ужасное злодейство! Слушай, верно
Губителя раскаянье тревожит:
Конечно кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол.

 

 Слайд 14: ?Прослушав, отрывок, определите,  о каком событии идёт речь?(углическая история)

?Что произошло в Угличе?(смерть Дмитрия)

?Кто ведёт расследование?(В.Шуйский)

?Кого обвиняют в злодеянии?(Б.Годунова)

?Почему Шуйский отказывается рассказать правду? (боялся за свою жизнь)

 Мы не можем обвинять Годунова в убийстве Дмитрия.  Это, так и осталось вопросом спорным и до конца не доказанным.

 Слайд 15:?К какому событию приведёт в дальнейшем смерть Дмитрия? (появление Лжедмитрия Первого)

Слайд 16: Карта Смутного времени.  Учащиеся рассматривают поход Лжедмитрия на Москву.

Слайд 17: Царь Борис и царица Марфа. Картина. Н.Ге

 Слайд 18:  В.О. Ключевский  писал о Лжедмитрии I, что «он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». 

Объясните это высказывание.(Только недовольство Годуновым могло привести к  появлению авантюриста Григория Отрепьева и сравнительно быстрому захвату Москвы).

 Слайд 19: Борис Акунин в фантастическом произведении рассказывает, о том, как московский школьник через временную дыру попадает в прошлое и выдаёт себя за «чудом спасшегося Дмитрия».

? Какие из мероприятий Лжедмитрия могут свидетельствовать о том, что такое действительно могло быть.

 Сенат раньше назывался Боярской Думой, совещательным органом при царе-батюшке, где знатнейшие мужи государства сидели и думали – рядком, на поставленных вдоль стен скамьях. Зима ли лето ли, но все непременно в горлат-ной шапке, собольей шубе, с посохом. Место за каждым строго определено, согласно древности рода, и упаси боже занять чужое – хуже этого преступления нет. Говорили в Думе тоже по старшинству, и чем выше место, тем длиннее. Тут главное было не что сказать, а как встать, как поклониться, да загнуть повитиеватей и чтоб сказанное можно было истолковать и в таком смысле, и в этаком. Прямодушные и упрямые в совете надолго не задерживались – кто отправлялся в ссылку, а кто и на плаху.

При Иоанне Дума собиралась нечасто, не больно-то любил Грозный советоваться.

При Борисе сиживали часто и подолгу, но больше помалкивали. Знали, что хитрый Годунов заранее все решил, а бояр собирает, лишь чтобы выведать потаенные мысли.

Однако такого, как при Дмитрии, испокон веку не было.

Во-первых, заседали каждый день, еле-еле умолили государя уступить воскресенье для-ради молитвы и сонного дремания.

Во-вторых, говорить ныне было велено «без мест», то есть не по старшинству.

В-третьих, дозволялось перечить и отстаивать свою точку зрения, за это государь даже хвалил.

Сначала сенаторы (как их отныне именовали на античный манер) таких неслыханных новшеств безумно напугались и все как один запечатали уста. От них было невозможно добиться никакого суждения, лишь твердили, словно попугаи: «А это как твоей царской милости будет угодно».

Но после, когда поняли, что подвоха нет, понемногу осмелели и теперь вели себя свободно

…Говорили о будущей войне.

Дмитрий Первый, волнуясь, произнес речь о том, что Россия не может долее существовать без выхода к морю, без собственных портов. Вся Европа живет торговлей, развивается, богатеет, и так уж на Московское государство смотрят будто на варварскую, отсталую страну, и с каждым годом разрыв с сопредельными державами увеличивается.

Необходимо обеспечить себе выход и в Балтийское море, и в Черное.

Но в первом случае придется воевать со шведским королем, а во втором – с турецким султаном. Хотелось бы знать, что думают про это господа сенаторы?

…Можно этим крестьянам господдержку оказывать, – предложил он. – Ну там, сельхозоборудование, удобрения всякие по льготной цене.

 Слайд 20: Выводы: не случайно герой отправлен в прошлое, если мы обратимся к истории, то Лжедмитрия можно считать реформатором опережающим своё время.

 Слайд 21: Рассмотрим личность Лжедмитрия по такому же принципу, как Б. Годунова.

2группа.

 

выводы

1)возвратил из ссылки дворян, пострадавших при Годунове.

2)Лично выслушивал жалобы.

3)Отменил казни.

4)начал борьбу с взятками.

 

Не соблюдал русских обычаев.
Унижал бояр насмешками.
Не считался с интересами православной церкви.
Не выполнил обещаний данных народу.

Высказывал смелые идеи опережающие время, однако, не выполнил ни каких из данных обещаний, настроил против себя весь народ, за что поплатился жизнью.

 Слайд 22:  Борис Годунов ____________ Лжедмитрий Первый.

?Чьё имя оказалось пропущенным? (Фёдор Борисович Годунов).

Что такое династия? Сколько династий было на российском престоле? Назовите их. Почему нельзя выделить 3 династию Годуновых. (Правление Фёдора одно из самых коротких: апрель – июнь 1605г. Годунов был убит, наследников не осталось).

Слайд 23:Картина Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Годунова.

 Слайд 24:3группа Василий Шуйский.

 

Выводы

1)Обещал не слушать доносов.

2)не отнимать имущества у наследников.

 

1)не справился с правлением.

2)Увеличение налогов.

3)Польско – шведская интервенция.

4)Рост недовольства правительством.

 

При Василии Шуйском предпринята была первая попытка ограничения власти правителя. Несмотря на обещания, ситуация в стране ещё больше усугубилась.

Слайд 25 карта Смутного времени:

Слайд 26: Что означает прозвище «тушинский вор»?(Лжедмитрий Второй. О его личности информации крайне мало. Расположился в Тушине. Отсюда и прозвище. Осуществлял свою власть параллельно с Василием Шуйским).

4) Смутное время - проблема сохранения независимости.

Слайд 27:Выполните задание «5 предложений»:

Используя рассмотренные имена, даты, события, географические названия, понятия проследите:

От начала смуты _________________________ до освобождения Москвы.

 

Слайд 28: Приблизительные ответы:

1)После смерти в 1598г. Фёдорапресекается династия Рюриковичей.

2)Загадочная смерть Дмитрия в Угличе приводит к недовольству Годуновым.

3)Объявившийся в Польше Лжедмитрий Первый положил начало самозванствув России.

4)Смена правителей ухудшала ситуацию в стране и привела к польской и шведской интервенции.

5)Только народ во главе с К. Мининым и Д. Пожарским смогли освободить сначала Москву , а затем и всю Россию.

 

Слайды 29-30 : 5)День согласия и примирения – день спасения русского государства.

Заключительное слово: Смутное время, это и польско-шведская интервенция. Это и время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни. Череда бедствий, жестокая засуха, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Бесчисленные разбойничьи шайки захватили практически всю территорию. Конечно, это происходило и само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Из-за бушевавшего голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные проблемы оборачивались экологическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.

    Главной бедой того времени была утрата нравственных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство. Ради своих интересов существующие тогда боярские группировки готовы были на признание любой лжи. Вспомним, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве. Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрия самозванца.

    И этот страшный период длился годами. Разрасталась национальная катастрофа. У многих современников, тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

    И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и в среде знати. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным её будущее возрождение. Уже к середине XVІІ века Русь вновь стала сильной державой, причём не только в военном, но и в политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

    «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа - его просто не было бы, если Смутное время не удалось преодолеть»

                                              (цитата патриарха Всея Руси Алексия ІІ).


Просмотров: 311 | Загрузок: 76
Автор: Фёдорова И.А.
Теги: Смутное Время
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar