Конспект и презентация к уроку истории России по теме: "Внешняя политика в XVII веке"

Цели: выявить факторы, определяющие характер внешней политики;

            - выявить основные её направления;

            - выяснить, как изменились границы страны в XVII веке

            -  развивать умение пользоваться информацией в учебнике и добывать нужные знания.

Персоналии: Алексей Михайлович, М.Б. Шейн, Б.Хмельницкий, В.Голицын.

Ключевые понятия:  быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки

Даты и события: 1632-1634 – Смоленская война, 1653 г. – решение Земского собора о включении Украины в состав России; 1654 – 1667 г – русско-польская война. 1677-1681 гг.- русско- турецкая война, 1687,1689 гг. – Крымские походы русской армии.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проект, карта

 

                                   Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

                   Устный ответ

 

3. Сообщение темы и целей урока.

         ( сл.2) план урока

1. Смоленская война.

2. Воссоединение с Украиной.

3. Русско-польская война 9 1654 – 1667).

4. Русско-турецкая война ( 1676 – 1681 ).

5. Крымские походы.

6. Освоение Сибири.

 

4. Изучение нового материала

                   1) рассказ учителя

- Давайте вспомним, какое государство на протяжении большей части  оставалось противником России? ( Польша)

- Почему?

- Чего хотели добиться польские руководители в России? ( посадить на престол королевича Владислава)

( сл. 3)  Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Речь Посполитая, не признававшая прав Михаила Фёдоровича и желавшая сделать московским царём Владислава.

 

- Какие нерешённые вопросы возникли между Россией и Польшей после Смуты?

                        Работа с картой

 

-  Давайте вспомним, какие русские территории находились под влиянием Польши?  ( Смоленск) ( сл. 4)

( сл.5) – карта

( сл. 6 )              Хронология Смоленской войны

 

- В трудных условиях Россия вынуждена была собирать силы для новой войны и искать союзников. Свою поддержку в борьбе с Польшей обещали Швеция и Турция.

- Как мы знаем, война никогда не начинается на пустом месте, для этого всегда существуют причины.

 

-- Поводом к войне послужила смерть польского короля Сигизмунда III.В речи Посполитой развернулась борьба за власть. В таких условиях в июне 1632 г. на Земском соборе было принято решение начать войну с Речью Посполитой за Смоленск.

- Возглавил русскую армию боярин Б. Шейн, осадивший Смоленск. Однако ни Шейн. Ни Турция не подержали Москву. Тем временем в Польше королём был избран Владислав.

 

( сл. 7)

Декабрь 1632 г.- 8-ми месячная осада Смоленска, город взять не удалось

Август 1633 г. к Смоленску подошли основные силы польской армии во главе с королём Владиславом, русские попали в окружение

Февраль1634 г. русские войска, не дождавшись помощи из Москвы, капитулировали

Ликвидировав основные русские силы, Владислав двинулся на Москву. На его пути встала крепость Белая, упорная оборона в которой остановила польское наступление. Начались мирные переговоры.

В июне 1634 г. был подписан Поляновский мир, по которому Польша сохраняла за собой Смоленские земли, но Владислав отказался от претензий на московский престол

 

                        2. Воссоединение Украины с Россией.

-  ( сл. 8)

- Русско-польские отношения ещё более обострились в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость.

- Как вы помните, украинская народность сформировалась в  XV веке. Украинцы, проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство.

- В Речи Посполитой украинцы испытывали тройной гнёт  - феодальный, национальный, религиозный.

- Как вы думаете, могла и Польша установить свои права на территории Украины?

- Давайте об этом узнаем ( стр. 69 – 1 абзац со слов « Собственниками земель были…»)

                        2) самостоятельная работа

- Откройте рабочие тетради на стр. 26 и выполните самостоятельно задание №3, пользуясь информацией учебника.

 

                        3) работа по учебнику:

            3. Русско-польская война ( 1654 – 1667 г.)

( сл. 9) Решение России принять в свой состав Украину означало новую войну с Речью Посполитой, которая началась после решения земского собора 1653 г. и длилась 15 лет с попеременным успехом.

( сл. 10)  После смерти Б. Хмельницкого в его окружении началась борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский, а потом его преемник Юрий Хмельницкий заключили с Речью Посполитой договоры о признании её власти над Украиной.

- Украинский народ, считая себя подданными русского царя, согласились с решением своего гетмана ( глава реестровых казаков) ?

- Конечно же не поддержали, началась война, которая истощила обе стороны. В конечном итоге поляки вынуждены были пойти на заключение в 1667 г. Андрусовского перемирия.

- Каков итог?

            1) России передавались  Смоленские и Северные земли

            2) признавалась её власть над Левобережной Украиной и Киевом.

            3) Запорожье оставалось под властью обеих государств

            4) обещалось оказывать помощь в борьбе против постоянных набегов турок и крымских татар.

 

                   4. Русско-турецкая война ( 1676-1681 гг.)

( сл. 11)  На Украине столкнулись интересы не только России и Речи Посполитой, но и Турции, которая оказывала некоторую помощь Б.Хмельницкому.

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете материал и ответите на вопросы:

            1) Что стало причиной первой русско-турецкой войны?

 

( сл. 12) 

- атяжная война была крайне разорительной для обеих сторон. Её завершением стало подписание в 1681 г. Бахчисарайского мирного договора.

- Каков её итог?( Турция и Крым признали переход Левобережной Украины т Киева в состав России)

 

            5. Крымские походы ( самостоятельно прочитать и заполнить таблицу)

Характеристика

Первый крымский поход

Второй крымский поход

Дата

1687 г.

1689 г.

Количество войск

командование

результаты

 

Историческое значение

                        6. Освоение Сибири.

- Прочитайте отрывок из документа и материал на стр. 73-74 и ответьте на вопросы:

         1. Что местные жители называли “Елюенэ”?
         2. Какой была царская политика по отношению к местным жителям?
         3. Что такое острог?

 

«Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведыванья и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою. А не жесточью…и к шерти (присяга: мусульман - по Корану, язычников - по их обычаю) их… привесть…и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить…(коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не вывозить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела.. (Крестившихся добровольно) мужской пол устроивать в государеву службу («Новокрещенов» зачисляли в служилые люди «по прибору» - казаки, стрельцы. Пушкари и др.) и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем…» 

 

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 75

 

6. Домашнее задание:

         §  9, записи, вопросы, раб. тетрадь зад.1, 4,5, 6, повторить определения.


Просмотров: 624 | Загрузок: 119
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 17 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar