Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Власть и церковь. Церковный раскол"

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

            - осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;

            - выяснить причины и после6дствия церковного раскола;

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный экран, карточки для проверки домашнего задания.

Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

 

 

                                               Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

                   Заполните пропуски.

                            Вариант 1.

1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________

2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________

3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.

4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________

5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя  родился сын ____________________

6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________

7. Увеличение территорий страны привело  к увеличению числа ________________

8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________

                                   Вариант 2.

1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.

2. Вступая на престол, новый царь обещал не  править без бояр и  _____________________________________________________________________________

3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________

4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________

5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.

6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума

7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.

8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

 

            План урока: ( сл. 2)

1.Церковь после Смуты.

2.Патриарх Филарет.

3.Реформа патриарха Никона.

4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

5. Церковный собор 1666-1667 гг.

6.Протопоп Аввакум.

 

4. Изучение нового материала.

                   1) беседа и рассказ учителя:

                   1. Церковь после Смуты.

- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?

- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжёлым)

- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)

- Как вели себя в Москве поляки? ( разрушали, грабили, сжигали)

 

- Смута  стала суровым испытанием и для церкви.            Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

 

                        2. Патриарх Филарет.

- ( сл. 3) После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.

- Почему?  Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

 

                        3. Реформа патриарха Никона.

-( сл. 4) В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами.

( сл.5) По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

            1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

            2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

 

-( сл.6)  Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

                        2) работа по учебнику:

- Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58.

( сл. 7)

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

Крещение тремя пальцами;
Поясные поклоны вместо земных;
Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

 

- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?

- Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой  связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

 

                        4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

- ( сл. 8)

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

- Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение?

- Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

 

                   4) работа по учебнику:

                   Стр. 59 – « Церковный собор»

- Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.

 

                                   5) рассказ учителя:

                            6. Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.

- Давайте запишем определение:

( сл. 9)

            Протопоп – обиходное название старшего православного священника.

 

- ( сл. 10)  С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

 

- ( сл. 11)

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он  вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

 

-  Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

 

5. Подведение итога урока

         Вопросы на стр. 60

6. Домашнее задание:

         Параграф 7, вопросы, записи, повторить термины, рабочая тетрадь.


Просмотров: 334 | Загрузок: 62
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 17 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar