Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Смута"

Цели:   - рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.

         -  на основе документального и другого материала определить причины, сущность и итоги Смутного времени;

            - выделить основные периоды Смуты и отождествлять их с конкретными политическими лидерами;

            - формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с документами; критического мышления учащихся;

            - развивать навыки выступления и защищать свою точку зрения;

развивать коммуникативные навыки работы в группах.

         - акцентировать гражданственно-патриотическую позицию учеников;

вовлечь в активную практическую деятельность;

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийная доска, тесты для проверки д/з.

 

                                      Ход урока.

1. Орг. начало урока.

Проверка домашнего задания:

                   Тестирование по теме: « Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова».

1. Преемником Ивана Грозного на российском престоле был его сын:

            А)  Дмитрий

            Б) Фёдор

            В) Иван V

2. По какой причине управлять государством стал Борис Годунов?

            А) он силой захватил власть

            Б) был избран народом

            В) сын Ивана Грозного не был способен управлять государством

3. Какую задачу поставило перед собой новое правительство?

            А) преодолеть разруху и восстановить нормальную хозяйственную деятельность

            Б) укрепить свою власть и закрепостить крестьян

            В) расширить территории на Восток

4. Какой указ, введённый новым правительством, запрещал переход крестьян от одного хозяина к другому?

            А) « об урочных летах»

            Б) « о заповедных летах»

            В) « о вольных хлебопашцах»

5. Чем характеризовалось правление Бориса Годунова?

            А) массовыми восстаниями

            Б) сооружением крепостей и монастырей

            В) голодными неурожайными годами

6. В каком году при поддержке Б. Годунова был переименован сан митрополита на сан патриарха?

            А) в 1589 г.

            Б) в 1590 г.

            В) в 1597 г.

7. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран:

            А) Иоанн

            Б) Иов

            В) Никон

8. Русско-шведская война 1590-1593 гг. была для России:

            А) успешной

            Б) разорительной

            В) наступательной

9. В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?

            А) Коломна

            Б) Галич

            В) Углич

10. Каким образом Борис Годунов стал царём?

            А) сестра Ирина передала ему власть

            Б) сам захвалит власть

            В) избран Земским собором

11. Что способствовало росту народных восстаний в годы правления Бориса Годунова?

            А) неурожайные годы

            Б) сильным закрепощением крестьян

            В) розыском беглых рабов

12. Первым самозванцем, выдававшим себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, был

            А) Хлопко

            Б) Григорий Отрепьев

            В)  Сидорка

13. Борис Годунов умер в:

            А)  1605 г.

            Б)  1612 г.

            В) 1621 г.

 

                                   Критерии оценки:

                          Менее 6- «2»

                      От 6 до 9 – «3»

                  От 10 до 12 – «4»

                                 13 – «5»

 

3. Сообщение темы и целей урока.

         - Сегодня мы с вами продолжим изучать историю России времён смутного времени. Почему это время названо Смутным – это мы и должны сегодня с вами узнать на уроке.

            План: (  сл. 3)

1. Причины и суть Смутного времени.

2. Царствование Лжедмитрия I.

3. Боярский заговор.

4. Выступление Ивана Болотникова.

5. Лжедмитрий II.

6. Перелом в настроении народа.

7. Вторжение войск Польши и Швеции.

4. Изучение нового материала.

                            1. Причины  и суть Смутного времени.

                                               1) рассказ учителя:

- Что такое Смута? Как вы понимаете значение этого слова?

( сл. 4)

- СМУТА - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало Смуты совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя  Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым.

 

- Впервые в России наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появились несколько, народ приносил присягу то одному, то другом у правителю. Бояре и дворяне метались от одного к другому представителю, думая больше о своей пользе.

- Давайте рассмотрим схему и попытаемся выяснить причины смутного времени.

( сл. 5)

            1) пресечение законной монархии

            2) разруха и голод

            3) запустение центральной части русских земель

            4) ужесточение политик закрепощения крестьян

            5) увеличен налоговый гнёт

 

                                            Протест народа

                                   Расслоение верхушки общества

                                                

                              Ослабление центральной власти

- Особую роль в событиях Смуты играло казачество, которые были вооружены и имели боевой опыт, приобретённый в столкновениях с кочевниками.

                             2) самостоятельная работа:

                        2. Царствование Лжедмитрия I.

                   (  сл. 6)  - причины самозванчества

         Стр. 13 – 14

- Прочитать материал на стр. 13 – 14 – и ответить на вопросы:

            1. Когда войска Лжедмитрия I вошли в Москву? ( 1605 г.)

            2. Почему Лжедмитрий так легко смог провести народ?

            3. Что сделал самозванец в первые годы своего правления?

            4. Почему же москвичи не приняли нового царя?

                  Работа с документом на стр. 21

                       

                   3) рассказ учителя:

                   3. Боярский заговор.

-  Как мы выяснили, поведением самозванца были недовольны знатные бояре., которые насчитывали на то, что будут править вместе с царём.

( сл. 7)

- Боярам, в первую очередь князьям Шуйским, были оподлено известны обстоятельства гибели настоящего царевича Дмитрия ( ведь именно он расследовал это дело).

- умело используя недовольство простого народа новым царём, боярская верхушка организовала восстание

-( сл. 8)

 В ночь на 17 мая 1606 г.бояре-заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его.

( сл. 9) Труп был выставлен на Красной площади для поругания. Через 3 дня его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл. Многие поляки были перебиты, Марина Мнишек и её отец были арестованы.

- ( сл. 10)

о царский престол пустовал недолго. В 1606 г. на Земском соборе царём был                  « выдвинут» князь Василий Шуйский, который поклялся не допускать безграничного самовластия и не слушать ложных доносов, не отнимать имущества у наследников и родственников.

( сл. 11)

- Патриархом был избран сторонник Василия Шуйского – казанский митрополит Гермоген, который обеспечил новому царю поддержку духовенства. НО не было единодушия и среди самих бояр.

 

            4. Выступление Ивана Болотникова.

( сл. 12) – составление таблицы по ходу рассказа.

-  Это не просто выступление, а война. Болотников в прошлом был воином, но попал в холопство. Как только возникла необходимость государственного переворота с целью свержения Шуйского, хозяин Болотникова, князь Телятевский, предоставил ему необходимое количество людей и оружия. 
                        Состав участников: 
            1) Крестьяне и холопы (Иван Болотников) 
            2) Терские, волжские и запорожские казаки (Илейка Муромец) 
            3) Рязанское (Прокопий Ляпунов), тульское (Истома Пашков) и северское (Андрей Телятевский) дворянство 
 

- Всего в Походе на Москву участвовало 30 тыс. повстанцев. Со стороны Шуйского отряды бояр, дворян и т.д. Таким образом, восстание можно считать гражданской войной, так как участвовали все слои общества того времени. 
- Центром восстания стал северский Путивль, воевода которого князь Г. П. Шаховской активно помогал в организации войска. Сочувствовал восстанию и черниговский воевода Андрей Телятевский. Некоторые историки князя Шаховского и М. Молчанова называют организаторами восстания. Иван Болотников именовал себя «воеводой царевича Дмитрия», который остался жив и должен скоро появиться лично. 
            Поход на Москву 
- На борьбу с восставшими царь Шуйский выслал войска, возглавляемые воеводами Ю. Н. Трубецким и М. И. Воротынским. В августе 1606 года войско Трубецкого было разбито восставшими в битве под Кромами, в сражении под Ельцом потерпело поражение войско Воротынского. 23 сентября 1606 г. Болотников одержал победу под Калугой, где сосредоточивались основные силы армии Шуйского. 
- Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 года посад Коломны был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась в селе Коломенское под Москвой. 

- 7 октября 1606 года войско Болотникова осадило Москву. В ноябре к восстанию присоединились казаки Илейки Муромца, однако рязанские рати Ляпунова 15 ноября перешли на сторону Шуйского. Отчасти это было вызвано расслоением повстанцев на казаков и дворян, отчасти - активной агитацией патриарха Гермогена против восставших. 2 декабря ослабленные повстанцы потерпели поражение и отошли к Калуге (Болотников) и к Туле (Илейка Муромец). 

20 декабря царская армия осадила повстанцев в Калуге. В начале 1607 года на помощь повстанцам пришел большой отряд запорожцев. В мае 1607 восставшим удалось прорвать блокаду Калуги и отступить в Тулу. 

Оборона Тулы 
- 12 июня 1607 царские войска подошли к стенам мятежной Тулы. 30 июня руководство осадой Тулы взял лично царь Василий Шуйский. Положение осаждающих осложнялось тем, что в Стародубе объявился Самозванец, который двинул свои армии на помощь "тульским сидельцам". 10 октября 1607 Тульский кремль был взят Шуйским. При осаде царские войска перегородили плотиной протекавшую через город реку Упу и тем самым вызвали в городе наводнение. Идею такого способа осады подсказал Шуйскому боярин Иван Кравков, у которого Болотников реквизировал большие запасы продовольствия. Восставшие пытались взорвать плотину, но тот же Кравков предупредил Шуйского, и попытка не удалась. 

Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен. Илейка Муромец - повешен. Воевода Шаховской - насильно пострижен в монахи. По легенде, Василий Шуйский пообещал «не пролить крови» согласившихся сдаться повстанцев. Чтобы формально соблюсти своё обещание, он при устроенных затем расправах над восставшими использовал «бескровный» способ казни — через утопление. 
- Почему же это восстание потерпело поражение?
                        Причины поражения 
            1) Неоднородный состав участников,

            2) неорганизованность,

            3) сплочённость дворян вокруг Шуйского.

            ( сл.13)  - давайте проверим, что у нас получилось

Работа с документами стр. 22 - 23

 

                          4) работа по учебнику:

- Несмотря на то, что люди своими глазами видели смерть Лжедмитрия, очень скоро они вновь начинают верить в чудом воскресшего царевича Дмитрия. На арену выходит Лжедмитрий II. Давайте о нём узнаем.

( сл. 14 – 15)                    

                                    Стр. 17 – 18

 

                        5)  Рассказ учителя:

                   6. Вторжение войск Польши и Швеции.

( сл. 16)

- Обстановка в стране накалилась до предела. Заключение русско-шведского союза дало польскому королю Сигизмунду III повод для вторжения в Россию.

- В сентябре 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Вскоре войска Сигизмунда осадили Смоленск. В течение 20 месяцев небольшой гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шейным противостояли силам врага.

- войско Скопина-Шуйского сняло осаду Троице- Сергиевого монастыря, в марте 1610 г. въехало в Москву и стало готовиться к походу на Смоленск. Но  в апреле 1610 г. он внезапно умер.

- в июне 1610г. по приказу короля Сигизмунда Iii часть войск двинулась под Смоленск, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским потерпело жестокое поражение. Путь к Москве для поляков был открыт.

- Бедственным положением России воспользовались шведы. В 1611 г. шведские отряды захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива, силой добиваясь признания шведского принца русским царём. Тем временем в Пскове некий Сидорка объявил себя новым « русским царём».

 

5. Подведение итога урока.

        

6. Домашнее задание:

         Параграф 2 , вопросы, записи, рабочая тетрадь.


Просмотров: 587 | Загрузок: 110
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: Смутное Время
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar