Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Политическое развитие страны"

Цели: охарактеризовать систему управления и самоуправления в России

            - показать  её традиционность с одной стороны и новые элементы с другой;

            - развивать умение работать с учебником, находить новую информацию,

Ход урока:

Организационный момент – сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания:

                            Устный рассказ

 

    3. Сообщение темы и целей урока.

                   План: ( сл. 2)

         1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

         2. Земские соборы.

         3. Боярская дума.

         4. Приказы.

         5. Местные управления.

         6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

 

4. Объяснение нового материала:

                                 1) рассказ учителя:

                                 1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

- ( сл. 3)  Первым русским царем новой династии стал Михаил Фёдорович Романов (1613 – 1645). К началу правления ему едва исполнилось 16 лет.

- Мог ли он стать полноправным и мудрым правителем?

-  В таком возрасте он, конечно же,  не мог быть самостоятельным политиком.

( сл. 4) Большое влияние на решение Михаила оказывала в отсутствие отца (Филарет был в польском плену) мать молодого царя Марфа, ставшая после провозглашения сына царем «великой государыней».

- ( сл.5) Вступая на престол, Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1919 году патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России.

- При волевых и властолюбивых родителях Михаил был человеком мягким и добрым. Царь был физически слабым человеком и часто болел.

- ( сл. 6)  После смерти Михаила новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец – в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, в семь лет – писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. -     - Его обучение ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным , привечал богомольцев, нищих и бездомных. Многие современники отмечали его необычную доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. Все это не мешало ему, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.

 

- ( сл. 7) От первого брака (Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья.

-  ( сл.8)  После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий).Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича.

- Уже при первых Романовых произошло значительное укрепление царской власти, уменьшилась роль сословно-представительных  органов власти.

 

                                                     2) работа по учебнику:

                                                           2. Земские соборы.

                                               Стр. 49 - 50

 

                                                     3) рассказ учителя:

                                                     3. Боярская дума.

- ( сл. 9) Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем – так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение.

Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы :

            1)  войны и мира,

            2) утверждения законов и т.д.

- Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.

- Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоящий из наиболее доверенных лиц. В полном составе Боярская дума стала собираться все реже и реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

 

                        3) самостоятельная работа учащихся.

                                   4. Приказы.

- Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.

( сл.10)

Самостоятельно заполнить таблицу (стр.51-52)

Приказы

Функции

Посольский приказ

Ведал вопросами внешней политики. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп.

Приказы Большого дворца

Ведал Дворцовым хозяйством и имуществом царя.

Казенный приказ

Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.

Конюшенный приказ

Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов.

Разрядный приказ

Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.

Поместный приказ

Ведал Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.

Ямской приказ

Отвечал за быструю и надежную почтовую власть

Приказ каменных дел

Ведал каменным строительством в столице и крупных городах.

Челобитенный приказ

Рассматривал прошения и жалобы царских подданных .

Приказ тайных дел

Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи

 

- Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач.

Приказы

Функции

Разбойный

Решали судебные вопросы

Земский

Разрядный

Ведали военными делами

Стрелецкий

Пушкарский

Иноземский

Рейтарский

Казачий

 

- Как вы считаете, оправдывало ли такое количество приказов их деятельность и затраты?

- Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

 

                                               3) рассказ учителя:

                                               5. Местное управление.

- ( сл. 11) В 17 веке главным административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250.

- Уезды в свою очередь делились на более мелкие звенья – станы и волости.

 

- ( сл. 12)  С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, возглавлявших не только местные военные отряды, но и наделенных главной административной и судебной властью. Они отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

 

- Со второй половины 17 века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – разряды

Э объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений.

                       

                            6. Законы. Соборное уложение 1649 года.

- В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

- В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян.

 

- Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.

5. Подведение итога урока.

                   Вопросы на стр. 54

 

6. Домашнее задание:

             §6 , вопросы, записи, термины, рабочая тетрадь.


Просмотров: 481 | Загрузок: 85
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 17 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar