Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"

Цели: познакомить учащихся с личностью Петра Первого, дать им представление о роли личности в истории

            - рассмотреть реформаторскую деятельность царя, роль и значение Великого посольства для оформление первых проектных реформ;

     -   развивать навыки учащихся: речевые навыки, аналитические способности;

   - воспитывать  патриотизм, настойчивость и упорство в достижении поставленной задачи на примере деятельности Петра Первого

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.

Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, компьютер, презентация,

 

                                 Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

     - Распределите политических деятелей и их предполагаемые проектами

     1. Симеон Полоцкий.

     2. А.Л. Ордин-Нащокин

     3. в.В. Голицын

     4. Ю. Крижанич

Выступал за введение в России европейской системы образования

Предлагал ввести рекрутскую повинность

Отменил смертную казнь за « возмутительные слова» против власти

По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Главной идеей было объединение всего славянского народа для борьбы с «с немецкой опасностью»

Основным препятствием на пути развития считал крепостное право

Учительствовал, получил широкое признание благодаря нравственным качествам.

Предлагал реформировать самодержавную власть, убрав из неё проявление « людодёрства»

Занимался образованием царских детей

 Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить их наёмниками

Предлагал освободить крестьян от власти помещиков

Подписал мирный договор с Курляндией, а в 1658 г. перемирие со Швецией.

Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского

Пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу

Высказывал идею по введении « поголовной подати»

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- ( сл.2)  В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич ( брат Ивана, Софьи и Петра) . Ждали этого долго: у царя была цинга и пухли ноги. Сегодня он не мог стоять заутрени, присел на стульчик да и свалился. Кинулись- едва бьётся сердце. Положили под образа. Ноги его раздуло, брюхо стало пухнуть. Потемнели глазные впадины, заострился нос. Несомненно, царь был без памяти. У стены стояла царица – Марфа Матвеевна. Сквозь туман слёз глядела туда, где из груды перин виднелся маленький лобик и вытянуты носик умирающего мужа. Царице было всего 17 лет, и только два месяца она побыла царицей. В другом конце палаты шепталась большая царская родня – сёстры, тётки, дядьки, бояре. Час был решительный: надо сказывать нового царя. Кого? Петра или Ивана? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Пётр горяч умом и крепок телесно, Иван – слабоумный и больной. Что предпочесть? Кого выбрать?»

 

- Россия встала перед выбором: кого же избрать царём? По той или иной причине человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России».

 

( сл. 3) План урока

Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна Софья.
Начало царствования Петра.
Азовские походы.
Великое посольство.

 

( сл. 4)  Задание на урок:

Подумайте, что могло повлиять на формирование  характера Петра

4 . Изучение нового материала.

                   1) рассказ учителя:

                     1. Детство Петра.

- Итак, Россия встала перед выбором: выбрать больного и слабоумного царя Ивана или энергичного и жизнерадостного Петра, которому к тому моменту не исполнилось ещё и 10 лет. За каждым претендентом на престол стояла группа бояр, преследовавших свои цели.

- ( сл. 5) Фактически на престоле оказались два царя: 10- летний Пётр и 16-летний Иван, но до 1689 г. правила их сестра Софья, сама мечтающая стать царицей. Но по законам того времени женщина не могла стать правительницей в России.

( сл. 6)  В России установился период, получивший название – « двоецарие» и в Оружейной палате в Москве стоит трон, на котором во время торжественных приёмов восседали 2 царя – Иван V и Пётр I.позади трона стояли бояре  и подсказывали, как следует себя вести и что следует говорить.

 

- Один из иностранных послов так описывает эту встречу: « 11-летний Пётр был живым красивым мальчиком. Между тем как царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущенные вниз и ни на кого не смотревшие, сидел мёртвенной статуей на своём серебряном кресле под образами, рядом с ним в таком же кресле в другой мономаховой шапке, сооружённой по случаю двоецария, Пётр смотрел на всех живо и самоуверенно и ему не сиделось на месте…»

- Итак, что же за человеком был Пётр Первый, каким было его детство?

-( сл. 7)  Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года. Его отцом был Алексей Михайлович - второй царь из династии Романовых, а матерью - Наталья Кирилловна Нарышкина - вторая жена Алексея Михайловича. Первая супруга царя Мария Ильинична, урожденная Милославская, родила много детей, но рано умерла. Овдовевший царь женился во второй раз на молодой, красивой и крепкой здоровьем Наталье Кирилловне Нарышкиной, родом из небогатых смоленских дворян. Нарышкины отличались могучим телосложением, и царь, кажется, рассчитывал этим браком укрепить вырождавшуюся династию. 


- Молодая супруга на 21-м году жизни родила сына, чем особенно порадовала царя. Дело в том, что сыновья, рожденные Милославской, либо рано умирали, либо росли болезненными или неполноценными, так что отец жил в постоянной тревоге за судьбу трона, который мог оказаться без наследников. Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте.

 

                        Двоецарие. Царевна Софья.

- Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа их старшая сестра царевна Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.

 

-  ( сл. 8)  28  апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство,  иностранные дипломаты единодушно  отметили,  что  он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. ( сл. 9)  Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина".

- День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра,  а красный цвет вызывал раздражение. На всю жизнь у него останется от этого ужасного события нервное заболевание – очень рано, уже на двадцатом году у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка,  на уме у которого, как и  у Ивана,  только  детские забавы.  Зная,  что Софья просматривает все письма и распоряжения,  исходившие  из Преображенского,  он,  подобно мальчишкам во все времена,  затеял играть в войну. Для этого он потребовал присылки в село детей своих  конюших,  сокольников,  стольников, спальников, которые исстари приписывались к обязательной почетной свите царя.  В Преображенском оказались представители самых разных сословий:  от  князя Михаила Голицына до "сына конюха" Алексашки Меншикова.  Но вместо монотонной службы "по чину" они превратились в солдат  Семеновского и Преображенского "потешных" полков. 

- ( сл. 10 – 11 )   15 мая по зову набата стрелецкие полки с барабанным боем и развернутыми, знаменами двинулась к Кремлю. Уверенные в том, что царевича Ивана нет в живых, стрельцы готовились осуществить план, подсказанный Софьей и Милославскими. Слух, однако, оказался ложным. На крыльцо вышли бояре, духовенство и царица Наталья с братьями Иваном и Петром. Так состоялась первая встреча Петра со стрельцами: внизу бушевала разгневанная толпа, а на крыльце стоял перепуганный и, конечно же, не понимавший значения происходивших событий десятилетний Петр.
Стрельцы, обнаружив, что их обманули, на некоторое время утихомирились, но затем потребовали, на расправу «изменников бояр». Князя Михаила Юрьевича Долгорукого они сбросили с крыльца на копья своих товарищей. Был убит и боярин Матвеев. Помимо нескольких бояр и думных дьяков, стрельцы изрубили Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных, а их отца Кирилла принудили постричься в монахи. Казни потрясли малолетнего Петра. Горе обрушилось прежде всего на плечи матери, но в детском сознании события 15- 17 мая тоже запечатлелись на всю жизнь.

 

                         Начало царствования Петра.

- Ещё в детстве будущий царь проявлял необыкновенную любознательность ко всему новому и интересному. В отрочестве он проживал с матерью в селе, где вместе с мальчишками любил предаваться игре в войнушку. Эта забава в последствии перерастёт в увлечение военным делом. Из своих сверстников он сформировал « потешные полки». Чтобы мальчишки не покалечили себя во время сражений, они стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.

- ( сл.12) Если рассмотреть портрет Петра, то мы бы отметили его необыкновенный рост – 2 м.4 см, необычайная физическая сила. Он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Ходил столь быстро и стремительно, что сопровождающие его люди едва поспевали за ним.

- Ему очень трудно было усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал, выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодые годы охотником до танцев. Он был обычным и весёлым гостем. Если Пётр не спал, не ел, не ехал куда-либо, то он непременно занимался каким-либо делом. Руки его были вечно в мозолях. Он сам про себя шутливо говорил:               « Я – царь, а руки у меня вечно в мозолях»

 

- Пётр был очень энергичными трудолюбивым. А.С. Пушкин так сказал о Петре:

« То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

 

- Столь же примечательна была и тяга Петра к знаниям.              

                                  Азовские походы.

( сл. 13) Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают  сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

( сл. 14) Первая осада Азова длилась 3 месяца и  была неудачной, основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот.

( сл. 15) Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы  был устроен грандиозный праздник в Москве.

 

           2) самостоятельная работ по учебнику:

                        4. Великое посольство ( сл. 17)

- Прочитать материал на стр. 102- 104 и быть готовыми ответить на вопросы:

1) Когда состоялось посольство Петра? ( 1697-1698 гг.)

2) Сколько человек было в этом посольстве? ( 250)

3) С какой целью оно было создано? ( организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции)

4) Кто был руководителем посольства?  ( Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б, Возницын)

5) Под каким именем Пётр отправился вместе с послами? ( Пётр Михайлов)

6) Какие задачи ставил перед собой Пётр в этом посольстве?

7) Почему Петру пришлось вернуться в Россию? ( начался стрелецкий бунт)

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 104

6. Домашнее задание:

         Параграф13, вопросы


Просмотров: 668 | Загрузок: 127
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: пётр 1
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar