Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Основные сословия российского общества"

Цели: - познакомить учащихся с основными слоями российского общества в данный период времени;

         - рассмотреть особенности жизни и род занятий каждого слоя населения;

         - развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию.

 

Оборудование:

 

                                      Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

         Проверка д/з  по теме: « Новые явления в экономике» Вместо пропусков вставьте подходящие слова:

1. Последствиями Смутного времени можно считать:

            А) ____________________________ западных и центральных районов страны;

            Б) сокращение _____________________________________________________

            В) разорение _________________________________________

            Г) появление новых групп людей - _____________________________, не имеющих дома и скота

            Д) _________________________________________ государственной казны

2. В сельском хозяйстве произошли изменения:

            А)_____________________________________ заволжских и сибирских территорий

            Б) внедрение _________________________________________________ системы

            Г) возросла роль _________________________________ оброка

            Д)  наметилась ______________________________ отдельных районов страны

3. Ремесло :

            А) превращается в ____________________________________________________ производство

            Б) происходит _____________________________________ ремесленных мастерских

            В) одним из новшеств является ______________________________________

ремесленного производства

            Г) начинает использоваться ________________________________ труд

            Д) появляется новый тип предприятий - _________________________________

4. Торговля в XVII веке характеризуется:

            А) формируется ________________________________________ рынок

            Б) впервые появляются крупные __________________________

            В) в 1653 г. был принят ________________________________________________.

 

Ключ:

1

А) разорение

Б) посевных площадей

В) разорение

Г) бобылей

Д) истощение

2

а)освоение

б) трёхпольного

в) денежного

г) специализация

3.

А) мелкотоварное

Б) укрупнение

В) специализация

Г) наёмный труд

Д) мануфактура

4.

А) всероссийский

Б) ярмарки

В)  Таможенный устав

 

3. Сообщение темы и целей урока.

                        ( сл.2)

- Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами сословное деление российского общества в XVII веке. В ходе урока мы будем с вами заносить сведения в таблицу

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

 

         ( сл. 3)  План:

1. Первое сословие.

2. Крестьяне.

3. Городское население.

4. Духовенство

5. Казачество.

 

4. Изучение нового материала:

         1) рассказ учителя:

                   1. Первое сословие.

- мы сегодня  с вами будем говорить о сословиях? А что это такое?

- ( сл. 4)  Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

( сл.5)

- Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Они делились на две группы:

            1) бояр, имевших свои родовые земельные владения – вотчины.

            2) в  17 веке зарождается дворянское сословие – главная опора российского самодержавия.

 

- Как выдумаете, чем занимались дворяне и бояре при дворе?

- На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления.

- Можно ли было перейти по служебной лестнице?

- Что влияло на этот переход? ( знатность происхождения)

- Мы с вами говорили о том, что феодалы – опоры царя. Каким образом он мог заручиться их поддержкой? ( давать землю и укреплять власть над крестьянами)

- Что было сделано царём для усиления закрепощения крестьян? ( введён сыск беглых крестьян сроком на 10, затем на  15 лет)

- ( сл. 6)

В 1649 г. Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещал переход от одного хозяина к другому.

- Таким образом, к концу века позиции бояр были серьёзно подорваны, а основным хозяином земли и крестьян становится дворянство.

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы: вотчинники и помещики

Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй, и владельцы поместий

Несли государеву службу на общих основаниях, работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повинности.

 

                        2. Крестьяне.

- ( сл.7)

Вы помните, что основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне.

- Как вы думаете, к  XVII веку их положение ухудшилось или улучшилось?                            ( ухудшилось)

- ( сл. 8)  крестьяне делились на две основные группы:

            1) владельческие

            2) черносошные

 

- Давайте обратимся к словарю и запишем эти определения ( стр.48)

- В чём же заключается отличие между ними? ( одни были полной собственностью феодалов, а вторые – сохраняли личную свободу, владели обширными землями и несли государственные повинности)

-( сл.9)

 Какую же работу могли выполнять крестьяне, работая на феодала? ( барщина, натуральный и денежный оброк платили)

- Давайте вспомним, что такое барщина? Оброк?

- А кто такие холопы? ( рабы)

- Откройте учебник на стр. 44 и прочитайте, как же изменилась их жизнь.

 

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы: вотчинники и помещики

Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй, и владельцы поместий

Несли государеву службу на общих основаниях, работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повинности.

Крестьяне

Владельческие, черносошные, монастырские, церковные, дворцовые, вотчинные и поместные

Работали на земле, выполняли барщину и оброк, платили натуральный и денежный оброк, несли дополнительные повинности

 

                        3. Городское население.

- Как мы выяснили ранее, в XVII веке численность городского населения увеличивается. В каждом большом городе насчитывалось не менее 500 дворов, начинают появляться посады.

- В посадах жили не только русские, но и представители других народов.

- ( сл.10)

- Кто же входил в посадское население? ( ремесленники, торговцы, стрельцы, купцы, духовенство, дворяне и бояре.)

- Как вы думаете, какое из перечисленных нами сословий занимало господствующее положение в посаде?  ( богатые ремесленники и купцы)

- Привилегированным было положение боярских, дворянских и монастырских слуг, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом.

 

- Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нём начинает применяться наёмный труд.

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Феодалы: вотчинники и помещики

Землевладельцы, распоряжавшиеся землёй, и владельцы поместий

Несли государеву службу на общих основаниях, работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повинности.

Крестьяне

Владельческие, черносошные, монастырские, церковные, дворцовые, вотчинные и поместные

Работали на земле, выполняли барщину и оброк, платили натуральный и денежный оброк, несли дополнительные повинности

Городское население

Ремесленники, торговцы, стрельцы, купцы

Платили налоги, несли повинности, несли государственную службу

 

                             2) работа по учебнику

                                   4. Духовенство. (  сл. 11)

                            Стр. 45 – 46

Духовенство

Белое ( приходские священники) и чёрное              ( монахи)

Церковная служба, белые – вносило платежи церковным и светским властям

 

                   3) самостоятельная работа:

( сл. 12)               5. Казачество.

- Какое сословие было новым для России XVII века?

- Где они селились?

- Чем занимались? ( охота, рыболовство, бортничество, скотоводство и земледелие)

- Где решались наиболее важные вопросы жизни казаков?

- Кто руководил войском? Как он избирался?

Казаки

Военное поселение

Несли военную службу, а в свободное время занимались промыслом.

 

- Давайте узнаем мнение иностранца Олеария о сословной России?  ( стр. 47 – 48)

5. Подведение итога урока

                   Вопросы на стр. 47

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 5. записи, таблица, раб. тетрадь, определения.


Просмотров: 492 | Загрузок: 77
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: россия 17 век
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar